Упражнения - активаторы. Тренинг повышения групповой сплоченности, знакомства Упражнение «Фраза с разной интонацией»


Цель: Создание общего настроя группы и развитие сосредоточения внимания.

Описание: У каждого участника есть своя буква алфавита. Ведущий задает слово и участники должны молча, хлопками «напечатать» это слово. Затем можно задавать целые фразы.

    1. ^
      Упражнение “Кто во что одет”
Цель: Развитие внимания

Описание: Участники внимательно изучают друг друга. Затем один из них поворачивается к группе спиной. Ведущий спрашивает у него особенности внешнего вида остальных участников.

    1. ^
      Упражнение «Путаница»
Цель: Развитие способности проявлять нестандартный ход мысли, проявления лидерских качеств.

Описание: Один участник-ведущий покидает группу. Остальные берут друг друга за руки по кругу и запутываются. Задача ведущего распутать своих друзей, сделав из них единый круг.

    1. ^
      Упражнение «Американский студент»
Цель:

Описание: Группа делится на две части. Первая мини-группа загадывает одному из второй мини-группы слово, которое тот должен показать своей группе только с помощью мимики и жестов. Если группа отгадывает, то уже они предлагают свое слово.

    1. ^
      Упражнение «Слепые котята»
Цель: Развитие умения взаимодействовать без зрительного контакта.

Описание: Все участники группы закрывают глаза. Ведущий разводит их в разные части помещения. Задача группы - найти друг друга, при этом не произнося слова и не издавая других звуков.


    1. Тест «Конструктивный рисунок человека» (см. Приложение 10)

    2. Рефлексия.

Занятие 6. «Актерское мастерство»

Цель:

  1. ^

    Упражнение «Угадай цвет по жесту»

Цель: Раскрытие творческого потенциала.

Описание: Желающий начать игру участник выходит за дверь, а группа в это время выбирает какой-нибудь цвет. Вернувшийся участник, должен будит отгадать, какой цвет выбрала группа. Для этого он может обратиться к любому из участников и этот человек должен показать выбранный цвет движением. Отгадывающий может обращаться к разным участникам до тех пор, пока не отгадает.


  1. ^ Упражнение «Зеркало»
Цель: Развитие творческого потенциала, актерских навыков и невербального общения.

Описание: Группа делится по парам. В каждой паре один участник придумывает разные движения и изображает их. Другой участник - «зеркало». Он должен в точности отразить движения первого. Затем они меняются местами.

  1. ^
    Упражнение «Фраза с разной интонацией»
Цель : Развитие ораторского мастерства.

Описание: Ведущий, задает участникам определенную фразу, которую они должны произнести с задуманной интонацией. Остальные должны угадать эту интонацию.

  1. ^
    Упражнение «Я тебя правильно понял?»
Цель: развитие способности слушать и слышать друг друга.

Описание: Ведущий задает фразу, следующий участник говорит: «Если я тебя правильно понял, то ты сказал…» и повторяет за ним все точно слово в слово. Так пока фраза не обойдет весь круг.

  1. ^
    Упражнение «Красное и черное»
Цель: развитие умения вести переговоры, умение работать в команде.

Описание: Группа делится на 2 команды. Задача - набрать минимальное количество отрицательных и максимальное количество положительных очков. Выигрывает тот, кто набирает максимальное количество положительных очков.

Решение принимается простым большинством голосов. Спорщиков следует удалять. За каждого воздержавшегося - минус 1 очко, за каждого голосующего против - минус 2 очка, за каждого удаленного - минус 3 очка. Решение другой команды сообщается только тогда, когда решение приняли обе команды. Любые виды контактов между командами во время игры запрещены.

Решение одной команды влияет на баллы другой, так как очки начисляются по следующей системе:


Ход

Команда 1

Команда 2

Очки

Команда 1

Команда 2

Красное

Красное

-3

-3

Красное

Черное

+5

-5

Черное

Красное

-5

+5

Черное

Черное

+3

+3
  1. ^

    Рефлексия. Обсуждение занятия

Все участники по кругу делятся эмоциями и впечатлениями по поводу пройденного занятия.
Занятие 7. «Скромность – достоинство королей»

Цель занятия - развитие самокритики, уверенности в себе

1. Приветствие «Здравствуй, лидер!»


  1. Упражнение-разминка «Японские бабочки».
Участник играет роль «тори»- это по-японски «птица». Все остальные – «бабочки». Тори стоит с закрытыми глазами и вытянутыми руками в центре круга. Его кисти раскрыты, ладони указывают вверх. Бабочки идут по кругу вокруг Тори. Бабочки останавливаются перед Тори и слегка касаются его ладоней. Тори пытается поймать руку этого игрока. Пойманная Бабочка становится в центр круга также как первая. Теперь участники дразнят двух Тори, а те пытаются поймать следующую Бабочку. Игра продолжается пока на свободе не останется одна Бабочка.

  1. ^ Информирование: V закон лидера- Лидер обладает скромностью.
Сообщение темы занятия. Беседа.

Как вы понимаете понятие «скромность»?

Как она проявляется в поведении человека?

Нужна ли скромность людям, какова ее роль в жизни человека?

Чтение сказки Ф.Кривина «Почему светит Солнце». Обсуждение.

На доске оформлен «волшебный треугольник»: лидер: команда - умеет слушать - умеет радоваться жизни (смех-это музыка души).

Лидер должен создать доброжелательность. Доброжелательная обстановка существует тогда, когда лидер ставит интересы команды выше своих интересов. Это эффективный лидер. Именной такой лидер проявляет высокую степень внимания потребностям и чувствам команды и поддерживает это внимание. Люди ценят в лидере заботу о них.

Мы достигаем успеха с помощью других людей. Ничто не совершается без других. Секрет лидерства: проявлять дружелюбие, твердость, справедливость. Относитесь к другим так же, как если бы вы хотели, чтоб к вам относились.

Эффективный лидер способен внушать веру в себя через внимание, уважение и справедливое отношение. Отсюда следует установление связи с командой.


  1. ^ Тест: «Умеете ли вы слушать?» (см. Приложение 11)
Информирование. Лидер обязан уважать свою команду. Это проявляется в умении слушать членов команды. Если вы будете слушать лично, вы сможете откорректировать ситуацию, предупредив возникновение проблемы. Очень важно сконцентрироваться на том, что говорит ваш собеседник. Даже к плохим новостям нужно относиться спокойно. Поэтому поводу советы «как научиться слушать людей». Указываю на доску. Каждый читает один совет.

Задавайте вопросы

Смотрите ему в глаза

Обращайте внимание не только на речь, но и на слова, мимику, жесты

Убедитесь, понимаете ли вы, о чем говорит ваш собеседник

Не спешите с выводами

Дайте время собеседнику высказаться, даже если не согласны с ним

Быть доступным для людей

Посвящайте собеседнику свое внимание

Эффективный лидер должен уметь радоваться жизни и смеяться, чтоб избавиться от накопившегося негативизма и напряжения. Помогать людям, радоваться жизни – один из драгоценных даров.

Чтоб нахмуриться, проявить негативную эмоцию, необходимо задействовать 72 мышцы, чтоб улыбнуться- 14. Смех оказывает благотворное влияние на все органы человека, тонизирует их, расслабляет мышцы, положительно влияет на умственное и физическое здоровье, поэтому, когда человек нервничает, ему необходимо рассмеяться.

Подумайте и скажите, по-вашему, что такое счастье? (ответы детей). Обсуждение.

На самом деле секрет счастья в том, чтоб вам нравилось то, что вы делаете.

Хотелось бы, чтоб счастье передавалось как грипп. Не ищи счастья – дари его другим и оно вернется к тебе.

Как вы думаете, почему у змеи такая длинная шея? (ответы детей). Чтение притчи. Обсуждение.

Вывод: нередко того, что выставляется напоказ, как раз и нет на самом деле. Поэтому лучше ничего и не выставлять напоказ. Ни силу свою, ни знание, ни умения - ничего не выставлять напоказ. Иначе мы будем похожи на змею, которая выставляет напоказ свою шею.


  1. ^ Упражнение «Горячий стул»
В центр класса ставится стул. По желанию кто-то садится на него. Остальные высказывают свое мнение об этом человеке, но обязательно должно быть что-то положительное о нем.

  1. ^ Упражнение «Мои достоинства и недостатки»
Каждый участник пишет на листочке свои достоинства и недостатки. По желанию дети зачитывают свои качества.

  1. ^ Упражнение «Атомы-молекулы»
Представим себя атомами. Тренер показывает, согнув руки в локтях и прижав кисти к плечам. Атомы двигаются по комнате, пока тренер не назовет какое-либо число. Тогда все объединяются в молекулу из названного числа атомов. «Атомы» стоят в молекуле лицом друг к другу в кругу, касаясь предплечьями. В конце упражнения тренер называет число, равное количеству участников группы.

  1. Рефлексия

Занятие 8. «Актерское мастерство»

Цель: Раскрытие творческого потенциала путем развития навыков актерского мастерства и повышения способности понимать и чувствовать группу.

Тренинг направленный на изменение коллективного настроения

посредством методов арт-терапии

Коллективное настроение – это эмоциональные реакции коллектива на явления объективного мира, протекающие в определенный отрезок времени. Оно обладает большой заразительностью, импульсивной силой и динамичностью. Рассматриваемое явление мобилизует или сдерживает коллективное сознание, определяет характер общего мнения и межличностных отношений. Следовательно, настроение коллектива – это взаимосвязанные эмоциональные реакции и переживания, которые имеют определенную окраску, характеризуются большей или меньшей интенсивностью и напряженностью. От них зависит степень готовности членов группы к тем или иным действиям.

Цель тренинга : изменение коллективного настроения посредством группового взаимодействия; сформировать хороший психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы. Повышение тонуса группы.

Материалы : воздушный шарик, краски, кисточки, карандаши, мелки, бумага, стаканчики для воды, цветная бумага, журналы, ножницы, клей, фломастеры, маркеры.

1. Упражнение «Шар» (7-10 мин)

Цель : Разогрев, включение всех участников в работу. Повышение тонуса группы. Материалы: воздушный шарик.

Инструкция : Все участников необходимо поставить в круг.

Психолог: «Здравствуйте ребята! Сегодня на занятии мы с вами будем играть с воздушными шарами. Предлагаю начать вот с этого шара, – ведущий держит в руках один воздушный шар. – Сейчас мы будем передавать его по кругу, но при одном условии: делать это можно, используя только локти (сжав шар локтями), помогать кистями нельзя. Итак, начали. Второй круг шар передается только ногами (сжав шар коленками). Третий круг: шар передается с помощью головы (шар прижимается головой к плечу)».

2. Упражнение «Ботинки» .

Цель : Упражнение усиливает чувство группы, включение всех участников в работу, создает положительный эмоциональный настрой.

Ход работы:

Все садятся в круг, снимают обувь и складывают ее в центр. Перемешать и разбросать в разные концы класса. Все встают, берутся за руки.

Задание : каждый должен обуться, не разнимая рук. Если круг рвется, все начинается сначала. Вопросы для обсуждения:

Довольны ли вы тем, как выполнили упражнение, кто вам помогал?

Что вы испытали, выполняя задания?

3. Упражнение «Парное рисование» (10-15 мин)

Цели : развитие саморегуляции, произвольности поведения, умения работать по правилам, развитие способности конструктивного взаимодействия. Техника проводится в парах.

Необходимые материалы : краски, кисточки, карандаши, мелки, бумага, стаканчики для воды, цветная бумага, журналы, ножницы, клей, фломастеры, маркеры. Ход работы: группа делиться по парам, каждой паре раздается по листу бумаги, коробке красок, карандашей. Другие материалы могут лежать на отдельном столе, чтобы любой ребенок мог подойти и взять то, что ему может понадобиться.

Инструкция : «Сейчас мы будем рисовать в парах. Двое рисуют на одном листе бумаги какую-то единую композицию или образ. При этом есть очень важное условие: нельзя заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы. Кроме красок и карандашей разрешается дополнять образ цветной бумагой, использовать готовые образы из журналов, вырезая и приклеивая их в дополнение к композиции. Начинаем по сигналу».

После того, как рисунки будут готовы, проводится обсуждение и выставка работ. Можно выбрать самую гармоничную, самую необычную или самую конфликтную работу и задать вопросы авторам, что им помогало, как они действовали, как договаривались на невербальном уровне что именно будут рисовать и т.д.

Так же обсуждается и негативный опыт взаимодействия в процессе парного рисования.

4. Упражнение «Шеренга» (5-10 мин.)

Цель : сплочение коллектива. Упражнение позволяет осознать невербальные средства установления контакта, апробировать их в безопасных условиях группы, проверить свои возможности установления контакта в различных ситуациях, понять, что при установлении контакта не существует универсальных средств и правил, а прежде всего необходимо ориентироваться на человека, с которым взаимодействуешь.

Ход упражнения : участники строятся в шеренгу по: росту; цвету волос; алфавиту имен; размеру ноги; знаку зодиака и т.д.

Инструкция : «Сейчас вам предстоит построиться в шеренгу по цвету глаз, от самых светлых к самым темным. При построении запрещается разговаривать. Итак, начали». На построение дается 2 минуты. Затем предлагается построиться по цвету волос, от самых светлых к самым темным. Условия те же. Последнее задание самое сложное: построиться по росту с закрытыми глазами, не разговаривая.

Вопросы для обсуждения:

  • Что вы сейчас чувствуете?
  • Что вам больше всего понравилось?
  • Трудно ли вам было выполнять упражнение?

Или вместо 4 упражнения:

Упражнение «Путаница» . Все ребята встают в круг, и поднимают правую руку. Теперь надо взять за руку любого из участников, кроме своего соседа. Не разжимая рук, повторить тоже левыми. Теперь все запутались в клубок. Надо распутать этот клубок, держась за руки.

Сказка о Деревьях-Характерах

В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, в волшебном лесу, где поют свои дивные песни удивительные птицы росли... Деревья-Характеры. Это были необычные деревья. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами. У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви, а от них – множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою характерную особенность. На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что была ветвью Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью, где-то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость. Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля – такими они были тяжелыми, зато легкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь – от корней до кроны – покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками – это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и стелющиеся по земле. Так непохожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно? Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не склонялись даже под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви – ветви Отношения к себе, Отношения к людям, Отношения к делу и Отношения к вещам. У каждого человека в этом волшебном лесу есть его собственное Дерево-Характер, которое своим видом отражает присущий ему характер. Многие люди хотели бы побывать там, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот волшебный лес не может никто...

УПРАЖНЕНИЯ-АКТИВАТОРЫ

Упражнение-активатор «Путаница» ( II вариант)

Участники, стоя в кругу плотно друг к другу с закрытыми глазами, протягивают руки вперед и сцепляются с теми ладоня­ ми, на которые наткнулись. Открыв глаза и не расцепляясь, надо распутать получившуюся путаницу.

Упражнение-активатор «Ладони и колени»

Сидя в кругу, положить ладони на колени соседей: правую - на левое колено соседа слева, левую - на правое колено соседа справа. Играющие передают хлопок от колена к колену (для этого надо внимательно следить за тем, чья рука лежит на следующем колене по кругу, и не перепутать очередность своего хлопка). Когда устоится ритм хлопков, можно предложить усложнение: два хлопка по одному колену будут обозначать движение в об­ ратную сторону, то есть теперь играющим нужно следить и за тем, чья рука хлопает по колену, и за направлением движения хлопков.

Упражнение-активатор «Печатная машинка»

Попытка воспроизвести процесс печатания на машинке от­ рывка из хорошо известной песни или стихотворения. Каждый по очереди произносит по одной букве слова. В конце слова все встают, на знак препинания - топают ногой, в конце строки - хлопают в ладоши. Кто ошибется - выходит из игры.

Упражнение-активатор «Апельсин»

Перекидывая друг другу мячик, дать любые возможные определения апельсину. Упражнение активизирует творческое мышление, внимание, хорошо поддерживает рабочую мотивацию.

Упражнение-активатор «Подарок»

Каждый дарит своему соседу справа любой «подарок», то есть сообщает ему о том, что бы он хотел ему подарить, имея неог­ раниченные материальные возможности. Упражнение проходит по кругу.

Упражнение-активатор «Часы»

Участники (не менее 12 человек) садятся в круг. Между все­ ми играющими последовательно, как на часах, распределяются цифры. Ведущий называет любое время. Тот, чья цифра соот­ ветствует количеству часов, должен быстро хлопнуть в ладоши, а тот, чья цифра соответствует количеству минут, сказать «бом». Если часы «показывают» такое время, когда обе стрелки нахо­ дятся на одной цифре, например 12 часов ровно или 13 часов 5 ми­ нут, то один и тот же человек сначала хлопает в ладоши, а потом говорит «бом».

Упражнение-активатор «Животные»

Каждый участник называет любое животное, при этом ос­ тальные должны запомнить, кто какое животное назвал. Затем все запоминают ритм, который будет сопровождать выполнение упражнения: два хлопка в ладоши, на каждый хлопок называя свое животное, и два удара ладонями по коленям, одновременно называя животное другого участника.

Первый игрок два раза называет свое животное, делая одно­временно два хлопка, и сразу (в том же темпе два раза) хлопает себя по коленям, произнося дважды название животного того игрока, кому хочет передать ход. Этот игрок подхватывает задан­ный темп, дважды хлопая в ладоши, дважды произносит название своего животного и, хлопая по коленям, называет следующего игрока.

Тот, кто сбивается с ритма, начинает выполнять это же зада­ ние, но изображая только звуки своего животного.

Упражнение-активатор «Ветер дует...»

Реквизит. Необходимо помещение со стоящими стульями и пространство для свободы перемещения.

Количество участников. Любое.

Правила.

Ведущий объявляет: «Сильный ветер дует и сдувает всех тех...». Дальше нужно назвать какой-либо признак. Например, тех, кто в черных ботинках. Как только фраза заканчивается, все, у кого черные ботинки, должны пересесть на другой стул. Ведущий тоже старается сесть на свободное место. Тот, кому места не хватило, становится ведущим.

Упражнение-активатор «Переход через реку»

Реквизит. Листы бумаги А4 по одному на каждого участни­ ка. (Вариант - куски газеты разного размера).

Количество участников. Любое (вариант - две команды).

Правила.

На полу (асфальте, земле) ведущий обозначает берега реки и говорит, что между этими берегами течет ядовитая река. Её не­обходимо перейти по камням, роль которых выполняют листы бу­ маги. При этом камни остаются на месте, если на них стоит че­ ловек (неважно, одной или двумя ногами). Пустышки течение уно­ сит (ведущий сам убирает листки). Вариант - возможно, «всплы­ вают» новые. Если человек оступился и нога оказалась в воде, то вся группа начинает движение сначала. Переходить реку нужно, касаясь друг друга (варианты: касанием может считаться каса­ ние одеждой либо только частями тела). Группа должна перепра­ виться через реку в полном составе.

Упражнение-активатор «Папа Абрахам»

Без реквизита.

Количество участников. Любое, все, кто присутствует на за­ нятии.

Правила. Ведущий поет:

Папа Абрахам

Детей растил.

И сыновья его любили.

Водящий должен выйти из комнаты или отвернуться. Не отпуская рук, дети «запутываются» в кругу, кто как может. Задача водящего – распутать детей в круге.


  • Функциональное упражнение «Послушать тишину».
Цель: формирование произвольной регуляции собственной деятельности, развитие аудиального гнозиса. И.п. – сидя на полу. Закрыть глаза и последовательно послушать звуки на улице за окном, затем в комнате, своё дыхание, биение сердца.

  • Игра «Найди цветочки и звёздочки».
Цель: развитие концентрации, переключения внимания, закрепление цветов. На столе находятся вырезанные из картона цветы и звёзды. Ребёнку предлагается в одну сторону отложить цветы, в другую сторону отложить звёзды и сосчитать их.

  • Игра «Разложи по порядку, что сначала, что потом».
Цель: развитие концентрации, переключения внимания. Ребёнку предлагаются 4 картинки, на которых изображён, например, порядок строительства птицей гнезда и другие изображения. Необходимо разложить по порядку, что было сначала, а что потом.

  • Игра «Кто летает?».
Цель: развитие внимания, умения выделять главные, существенные признаки предметов. Психолог называет слова. Если названное что-нибудь или кто-нибудь способно летать, то дети хлопают в ладоши, если не летает, то не совершают никаких движений. Список: орёл, змея, диван, бабочка, стул, баран, ласточка, самолёт, дерево, чайка, дом, воробей, муравей, комар, лодка, утюг, муха, стол, собака, вертолёт, ковёр, поросёнок, стрекоза.

  • Функциональное упражнение «Черепаха».
Цель: развитие двигательного контроля. Инструктор встаёт у одной стены помещения , играющие – у другой. По сигналу инструктора дети начинают медленное движение к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2-3 минуты инструктор подаёт сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним. Упражнение может повторяться несколько раз.

  • Игра «Воробьиные драки».
Цель: снятие агрессии, гнева. Дети выбирают себе пару и «превращаются» в драчливых «воробьёв» (приседают, обхватив колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадёт или уберёт руки со своих колен, тот выбывает из игры. «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.

  • Игра «Шумовые коробочки».
Цель: развитие концентрации внимания, слухового внимания. В коробочки помещены: бусинки, мука, соль, гречка, сахар. Ребёнку предлагается определить на слух, что находится в коробочке.

  • Игра «Назови одним словом».
Цель: развитие концентрации внимания, мышления. Детям предлагается рассмотреть группы картинок и назвать эти группы одним словом: мебель, транспорт, одежда, продукты, овощи, фрукты, домашние животные, дикие животные, игрушки, инструменты и др.

  • Игра «Сложи цветочки».
Цель: развитие концентрации, переключения внимания, закрепление цветов. Детям предлагается сложить цветочки: к кружочку определённого цвета подобрать лепестки того же цвета.

  • Функциональное упражнение «Крик в пустыне».
Цель: элиминация агрессии и импульсивности. Участники садятся в круг, скрестив ноги «по-турецки», и по сигналу инструктора начинают громко кричать. При этом необходимо наклоняться вперёд, доставая руками и лбом пола.

  • Функциональное упражнение «Что исчезло?»
Цель: развитие концентрации внимания. И.п. – сидя на полу. Перед каждым ребёнком поочерёдно раскладываются предметы. Их просят внимательно посмотреть на них и запомнить. Затем ребёнок закрывает глаза, а инструктор убирает один предмет. Задача ребёнка – назвать исчезнувший предмет.

  • Игра «Построй ёлочку».
Цель: развитие концентрации, переключения внимания. Ребёнку предлагаются полоски разной длины. Необходимо разложить полоски по порядку (по возрастающей) так, чтобы получилась ёлочка. Затем сосчитать количество полосок у ёлочки.

  • Игра «Сосчитай правильно».
Цель:

  • Игра «Что спряталось».
Цель: развитие концентрации, переключения внимания. На картинке нарисованы наложенные друг на друга изображения. Ребёнок отгадывает, что изображено.

  • Игра «Запрещённое движение».
Цель: развитие концентрации, переключения внимания произвольной сферы. Дети стоят лицом к ведущему и повторяют движения рук, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое повторять запрещается. Тот, кто повторит запрещённое движение, выходит из игры.

  • Функциональное упражнение «Рубка дров».
Цель: элиминация агрессии. И.п. – стоя. Каждый участник представляет себе, что он рубит дрова из нескольких чурок. Он должен пантомимически поставить чурку на пень, высоко над головой поднять топор и с силой опустить его на чурку . Всякий раз при опускании топора ребёнок громко произносит: «Ха!» Затем поставить перед собой следующую чурку и рубить вновь. Через несколько минут каждый участник говорит, сколько чурок он разрубил.

  • Игра «Чего не хватает?».
Цель: развитие сосредоточенности внимания, восприятия. На картинке изображены предметы, у которых не хватает какой-нибудь части, например, ножки у стула. Ребёнок называет недостающую часть.

  • Задание «Шнуровка».
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений. Детям предлагают «пуговицу», которую необходимо «пришить» (зашнуровать).

  • Игра «Помоги рыбкам».
Цель: развитие переключения, концентрации и сосредоточенности внимания, закрепления знаний о цвете. Инструкция: «Рыбки (вырезаны из цветного картона) запутались в водорослях, необходимо им помочь». Дети раскладывают по цвету рыбок, в одну сторону рыбок одного цвета, в другую сторону рыбок другого цвета и т.д.

  • Игра «Повторяй за мной».
Цель: развитие произвольности внимания. Под любую считалку ведущий ритмично выполняет простые движения, например, хлопает в ладоши, по коленям, топает ногой, кивает головой. Дети повторяют его движения.

  • Игра «Кто сильнее».
Цель: снятие мышечного напряжения, физической агрессии. Детям раздаются воздушные шарики. Взрослый предлагает посоревноваться, кто сильнее стукнет шарик и у кого дальше он полетит.

  • Игра «Найди в комнате синее, белое, чёрное».
Цель: развитие переключения, концентрации и сосредоточенности внимания, закрепления знаний о цвете. Детям предлагается внимательно посмотреть вокруг, найти и назвать предметы синего, белого, чёрного цвета.

  • Игра «Шапка-невидимка».
Цель: развитие распределения, объёма, концентрации внимания. В течение 3-х секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время поднимается , а затем перечислить их.

Цель: развитие мышления, объёма внимания, восприятия формы, величины, наблюдательности, формирования умения сравнивать, анализировать. Детям предлагается картинка с изображением предметов и образца. Необходимо найти предмет, подобный образцу, показать его и объяснить, в чём схожесть.

  • Коммуникативное упражнение «Тачка».
Цель: учить детей взаимодействию со сверстниками, снятие психоэмоционального напряжения. Дети разбиваются на пары. Один из партнёров принимает «упор лёжа», другой берёт его за ноги и приподнимает. Первый начинает движение на руках, второй идёт за ним, поддерживая его ноги и учитывая скорость движения.

  • Игра «Детский футбол».
Цель: снятие мышечного напряжения. Вместо мяча – подушка. Играющие разбиваются на две команды. Взрослый – судья. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель – забить в ворота гол. Взрослый следит за соблюдением правил: нельзя пускать в ход руки и ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля.

  • Игра «Что изменилось?».
Цель: развитие переключения, объёма внимания, памяти. Ведущий ставит перед детьми от 3 до 7 игрушек, даёт сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время убирает одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.

  • Игра «Наложи квадраты». Перед ребёнком несколько квадратов разного размера, необходимо их наложить друг на друга: на самый большой квадрат наложить поменьше, далее наложить ещё поменьше и т.д. до самого маленького квадрата.

  • Игра «Слушай и исполняй». Ведущий один-два раза называет несколько различных движений, не показывая их. Дети должны воспроизвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим.

  • Игра «Жил-был кружочек». Перед детьми раскладывают карточки с геометрическими фигурами. Затем ведущий показывает картинки с изображением различных предметов , а дети определяют, на какую фигуру похож предмет.

  • Игра «Карлики и великаны». По команде «Карлики!» дети приседают, по команде «Великаны!» встают. Ведущий выполняет движения вместе со всеми. Команды даются в разном темпе, в произвольном порядке.

  • Игра «Золотая рыбка».
Цель: развитие быстроты реакции, координации движений. Дети встают в круг, плотно прижавшись, друг к другу плечами, бёдрами, ногами, взявшись за руки. Это – сеть. Взрослый – золотая рыбка. Его задача – выбраться из круга. А задача остальных – не выпустить рыбку.

  • Игра «Собери кубики». Детям предлагаются кубики. Необходимо собрать из них картинку, опираясь на картинку-образец.

  • Игра «Найди в комнате красное, зелёное, жёлтое».
Цель: развитие переключения, концентрации и сосредоточенности внимания, закрепления знаний о цвете. Детям предлагается внимательно посмотреть вокруг, найти и назвать предметы красного, зелёного, жёлтого цвета.

  • Игра «Съедобное – несъедобное». Водящий бросает мяч, называя какой-либо предмет. Дети должны ловить мяч только в том случае, если предмет съедобный.

  • Игра «Дерево».
Цель: развитие саморегуляции. Детям даётся инструкция: «Встаньте, поставьте ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела, закройте глаза. Представьте, что вы – это дерево. Ноги-корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно. Ствол-тело – ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви-руки – свободно колышутся вдоль ствола, листья-пальцы – легко шелестят, слегка задевая друг друга. Крона-голова – чиста и свежа. Вы – прекрасное могучее дерево, вы уверенны и спокойны».

  • Игра «Археология».
Цель: развитие мышечного контроля. Взрослый опускает кисть руки в таз с песком или крупой. Ребёнок осторожно «откапывает» руку – делает археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кисти руки. Как только ребёнок коснётся своей ладони, он тут же меняется ролями со взрослым.

  • Игра «Разложи по порядку». Детям предлагаются карточки одного цвета, но разного оттенка. Необходимо разложить их по порядку.

  • Задание «Найди ниточку к каждому из шариков». Цель: развитие переключения, концентрации и сосредоточенности внимания, закрепления знаний о цвете. На картинке изображены шарики и ниточки разного цвета. Необходимо подобрать ниточку к шарику по цвету.

  • Игра «Найди на поле». Ребёнку предлагается игровое поле и карточки с изображением различных предметов. Необходимо найти на поле соответствующую картинку и закрыть её карточкой.

  • Задание «Путаница». На картинке изображены звери: заяц, кошка, собака, поросёнок, где художник перепутал части тела. Например, у собаки оказался хвост поросёнка и т.д.

  • Задание «Заплатки». Инструкция: «На коврике дырки. Помоги мышке подобрать заплатки».

  • Игра «Брыкание». Цель : снижение агрессивных проявлений и ослабление негативных эмоций. Участники разбиваются на пары. Один лежит на полу, другой стоит напротив. По команде стоящий ребёнок наваливается руками на согнутые в коленях ноги лежащего. Лежащий ребёнок сопротивляется «нападению». Затем пары меняются местами.

  • Задание «Переплетённые линии». Цель: развитие устойчивости внимания.
1

2


  • Функциональное упражнение «Дракон».
Цель: развитие двигательного контроля и навыков взаимодействия со сверстниками, снятие психоэмоционального напряжения. Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребёнок – это голова дракона, последний – кончик хвоста. Первый играющий пытается схватить последнего – дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост («не укусит» хвост), то на место головы дракона встаёт другой ребёнок.

  • Когнитивное упражнение «Движение».
Цель: формирование двигательной памяти. Инструктор предлагает детям несколько последовательных движений. Дети стараются повторить их как можно точнее и в той же последовательности. Упражнение может выполняться под музыку.

  • Игра «Шарик».
Цель: развитие саморегуляции. Представьте, что вы – это воздушный шарик. Сейчас вы будете надуваться. Наберите побольше воздуха открытым ртом, а теперь закройте рот и надувайте живот, больше, больше. Молодцы! А теперь сдувайтесь! Приоткройте рот и медленно выпускайте воздух со звуком «п-ш-ш». Хорошо». Упражнение повторяется 3 раза.

  • Игра «Выбиваем пыль».
Цель: снятие мышечного напряжения, физической агрессии. Каждому участнику достаётся «пыльная» подушка. Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её «почистить».

  • Игра «Запретный номер».
Цель: преодоление двигательного автоматизма. Дети становятся в круг и считают вслух, по очереди произнося числа. Перед этим выбирается какое-то число, которое нельзя произносить, вместо него играющий ребёнок хлопает в ладоши соответствующее количество раз.

  • Игра «Обзывалки».
Цель: снятие вербальной агрессии. Взрослый предлагает детям поругаться друг на друга «овощами и фрукта ми». Участники игры передают по кругу мяч, при этом, называя друг друга «фруктом» или «овощем» (это могут быть названия деревьев, грибов, рыб, цветов и т.д.). Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов: «А ты…». В заключительном круге играющие дети обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты – моя радость!» Перед началом игры следует предупредить, что это только игра и обижаться друг на друга не надо.

  • Игра «Повтори движение».
Цель: снятие мышечного напряжения. Дети встают в круг. Под музыку один ребёнок выходит в круг и делает какое-нибудь движение, остальные стараются его повторить, затем стоящий в кругу ребёнок передаёт эстафету другому.

  • Игра «Ухо-нос».
Цель: развитие межполушарного взаимодействия. По команде «Ухо!» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос!» - за нос. Ведущий выполняет вместе с детьми действия по команде.

  • Игра «Прямой счёт». Ведущий бросает ребёнку мяч и называет цифру 1, ребёнок ловит мяч и продолжает счёт – 2. Затем бросает мяч следующему ребёнку, продолжая счёт, - 3. Тот ловит мяч, говорит – 4, и т.д.

  • Игра «Сражение». Детям раздаются листы бумаги (газеты). Они из них делают «снаряды», смяв в комочек. Затем дети делятся на две команды. По сигналу взрослого дети начинают ими друг в друга кидаться.

  • Упражнение «Разложи пуговки по группам». Ребёнку предлагается разложить по группам пуговицы: сначала по цвету, затем по размеру и сосчитать их количество.

  • Игра «Сосчитай правильно».
Цель: формирование умения определять количество на ощупь, развитие концентрации, устойчивости внимания. Перед ребёнком кладётся карточка, на которую наклеено определённое количество пуговиц. Ребёнок закрывает глаза и старается на ощупь определить, сколько пуговиц.

  • Игра «Ласковые ручки».
Цель: учить детей взаимодействию со сверстниками, развивать чувство эмпатии, учить понимать свои чувства и чувства других и рассказывать об этом, учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, умение работать в группе, снятие эмоционального напряжения. Дети стоят по кругу, повернувшись спиной в круг, и вытягивают свои руки. Взрослый начинает по кругу передавать какое-нибудь эмоциональное состояние (например, радость), поглаживая руки детей. Затем все дети по очереди говорят, что почувствовали. Затем выбирается другой ведущий из детей, который может передать другое эмоциональное состояние.

  • Задание «Расположи в порядке возрастания». Цель: развитие концентрации, переключения внимания, умение сравнивать, анализировать. На картинке изображены ленточки разной длины, яблоки разного размера, клоуны разные по росту, разные по толщине вазы, разные по возрасту дети, по скорости транспорт.

  • Игра «Карусели».

  • Игра «Чего не хватает?». На картинке изображены предметы, у которых не хватает какой-нибудь части, например, ножки у стула. Ребёнок называет недостающую часть.

  • Игра «Штриховка».
Цель: снятие мышечного напряжения. Детям раздаются листы бумаги и ручки. В течение одной минуты дети под ритмичную музыку делают линии размашистыми движениями руки, стараясь выплеснуть накопившуюся энергию и гнев. Затем рвут эти листы и выбрасывают их.

  • Игра «Упрямая подушка».
Цель: снятие общей агрессии, негативизма, упрямства. Взрослый подготавливает «волшебную, упрямую подушку» и вводит ребёнка в игру-сказку : «Волшебница-фея подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри неё живут детские упрямки. Это они заставляют нас иногда капризничать и упрямиться. Давайте, прогоним упрямки». Ребёнок бьёт кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: «Сильнее, сильнее…». Когда движения становятся медленнее, игра постепенно останавливается. Затем взрослый предлагает послушать «упрямки» в подушке: «Все ли упрямки вылезли и что они делают?» Ребёнок прикладывает ухо к подушке и слушает. «Упрямки испугались и молчат в подушке».

  • Задание «Найди два одинаковых предмета».
Цель: развитие мышления, объёма внимания, восприятия формы, величины, наблюдательности, формирования умения сравнивать, анализировать. Ребёнку предлагается рисунок с изображением 5 предметов, среди которых два одинаковых. Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку и найди среди всех нарисованных предметов два одинаковых. Покажи эти предметы и объясни, в чём их похожесть».

  • Упражнение «Гора с плеч».
Цель: развитие саморегуляции и снятие психоэмоционального напряжения. «Когда ты очень устал, тебе тяжело, ты раздражён или тебе хочется лечь, а надо что-то сделать, сбрось «гору с плеч». Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти плечи, тебе сразу станет легче». Сделать это упражнение рекомендуется 5-6 раз.

  • Упражнение «Точки».
Цель: снятие мышечного напряжения. Детям раздаются листы бумаги и ручки. В течение одной минуты дети делают точки, стараясь выплеснуть накопившуюся энергию и гнев. Затем рвут эти листы и выбрасывают их.

  • Игра «Развивающее разноцветное лото». Детям раздаются карточки с изображением фигур разного цвета. Ведущий достаёт из мешочка объёмную разноцветную фигуру, дети внимательно рассматривают её и пытаются найти такую же у себя на поле.

  • Игра «Найди одинаковое».
Цель: развитие концентрации, переключения внимания. Перед ребёнком раскладывают картинки, на которых изображены различные предметы. Каждый предмет изображён в трёх вариантах: целое изображение, контур изображения, заштрихованная картинка. Ребёнку предлагается найти все три варианта одной и той же картинки.

  • Игра «Игра с флажками». Когда ведущий поднимает красный флажок, дети должны подпрыгнуть, зелёный – хлопнуть в ладоши, синий – шагать на месте.

  • Игра «Чайные пары».
Цель: развитие концентрации, переключения внимания, развитие мыслительных процессов. Ребёнку предлагаются карточки с чашками и блюдцами, где он должен сравнить узоры рисунков и расставить приборы по парам.

  • Игра «Маленькое привидение».
Цель: научить детей в приемлемой форме выплеснуть накопившийся гнев. Взрослый предлагает детям сыграть роль маленьких добрых привидений, которым захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По хлопку дети делают руками такое движение: приподнимают согнутые в локтях руки, пальцы растопырены, при этом произносят страшным голосом звук «У». Если слышится тихий хлопок, то дети произносят тихо этот звук, если громкий – то громко.

  • Глазодвигательное упражнение. И.п. – сидя на полу. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по 4 основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырём вспомогательным направлениям (по диагонали); сведение глаз к центру. Каждое из движений производится сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя, и, наконец, около переносицы. Движения совершаются в медленном темпе (3-7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; причём удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребёнка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и т.д. В начале освоения этих упражнений ребёнок должен следить за предметом, перемещаемым взрослым, затем передвигать его самостоятельно, держа сначала в правой, потом в левой руке, а затем обеими руками вместе. Тем областям в поле зрения ребёнка, где происходит «соскальзывание» взгляда, следует уделить дополнительное внимание, «прорисовывая» их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.

Цель: повышение сплоченности студенческих групп.

Занятие 1

Цель: Знакомство с участниками группы. Выработка правил поведения в группе.

Упражнение «Нарисуй свое имя»

Необходимые материалы : листы А4, фломастеры или маркеры.

Время : 5-10 минут.

Описание : Участники тренинга сидят в общем кругу. Ведущий предлагает каждому участнику группы нарисовать имя, которым будет на протяжении всех тренинговых занятий.

Обсуждение : каждый участник представляется и демонстрирует нарисованное им имя.

Правила работы в группе:

Ведущим совместно с участниками группы вырабатываются определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Правила записываются на листе ватмана, закрепляются на видном месте. В течение всех последующих занятий правила группы находятся там же и напоминаются вначале занятия.

Примерные правила:

  1. Каждый из присутствующих находится здесь только потому, что он уже здесь, и ни по какой другой причине.
  2. Для каждого понятие истины определяется тем, что он собой представляет, что чувствует, как оценивает происходящее.
  3. Наша первая цель – установить позитивные контакты друг с другом.
  4. Мы должны быть честными, искренне выражать свое отношение к происходящему.
  5. Мы должны прислушиваться к другим.
  6. Необходимо, чтобы в принятии группового решения участвовали все.

Упражнение «Прорвись в круг»

Необходимые материалы : не требуются.

Время : 15-20 минут.

Описание : члены группы берутся за руки и образуют замкнутый круг. Ведущий предлагает сначала одному члену группы прорвать круг и проникнуть в него. Тоже самое может проделать каждый участник.

Обсуждение:

  1. Какие сложности возникали при выполнении этого упражнения?
  2. Кому было труднее всего прорваться в круг? Почему?
  3. Что изменилось после этого упражнения?

Упражнение «Шарики»

Необходимые материалы : воздушные шары.

Время : 5 минут.

Описание : Участники, объединившиеся в тройки, получают задание: сначала как можно быстрее надуть 3 воздушных шарика, а потом добиться, чтобы они лопнули, зажав их между своими телами. При этом нельзя наступать на них, использовать какие-либо острые предметы, ногти, детали одежды.

Обсуждение : обмен впечатлениями.

Рефлексия занятия:

  1. Что вызывало трудности?

Занятие 2

Цель: развитие навыков работы в команде.

Упражнение «Возьми салфеток»

Необходимые материалы : бумажные салфетки.

Время : 5-10 минут.

Описание : Участники тренинга сидят в общем кругу. Тренер передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток».

После того как все участники взяли салфетки, тренер просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.

Обсуждение : не требуется.

Упражнение «Хорошие и плохие поступки»

Необходимые материалы : ватман (2 шт.), фломастеры или маркеры.

Время : 25-30 минут.

Описание : участники делятся на две команды. Каждой команде выдается лист ватмана, фломастеры или маркеры. Задача одной команды – написать как можно больше поступков, которые позволяют людям уважать друг друга больше. Соответственно задача другой – написать как можно больше поступков, из – за которых это уважение теряется. По желанию, каждая команда может подкрепить слова рисунками соответствующих поступков.

Обсуждение : каждая команда представляет свою тему. Дальше идет общее обсуждение, в конце ведущий суммирует все сказанное. Очень важно обратить внимание на то, что у каждого есть выбор между теми и другими поступками, но каждый раз, выбирая то или другое поведение, мы приобретаем или теряем уважение других людей к себе.

Необходимые материалы : не требуются.

Время : 5 минут.

Описание

Обсуждение : не требуется.

Рефлексия занятия:

  1. Что понравилось на этом занятии?
  2. Что вызывало трудности?
  3. Чему способствовало проведенное занятие?

Занятие 3

Цель: формирование и развитие навыков группового взаимодействия.

Упражнение «Путаница»

Необходимые материалы : не требуются.

Время : 5 минут.

Описание

Обсуждение : не требуется.

Упражнение «Вагончики»

Необходимые материалы : не требуются.

Время : 10 минут.

Описание : Участники становятся друг за другом, кладут руки на плечи друг другу, закрывают глаза и стараются двигаться по линии движения ведущего, который водит вагончики зигзагами.

Обсуждение : обмен впечатлениями о «поездке на поезде».

Упражнение «Пингвины»

Необходимые материалы : не требуются.

Время : 15 минут.

Описание : Пингвины живут и охотятся стаей, и во время зимних бурь и холодов они спасаются тем, что сбиваются в большую кучу. В центре этой кучи всегда теплее, на периферии – холоднее, но суровые условия переживают практически все остаются в живых. Как они это делают? Сейчас вы становитесь стаей пингвинов, ваша задача не замерзнуть. По сигналу «Начали» все бродят по помещению, а после команды «Буря» все резко сбиваются в кучу.

Подсказка : Пингвины с краю замерзают и стремятся попасть внутрь, а пингвины с центра стараются попасть наружу.

Упражнение «Передача»

Необходимые материалы : не требуются.

Время : 5 минут.

Описание

Обсуждение : обмен мнениями.

Рефлексия занятия:

  1. Что понравилось на этом занятии?
  2. Что вызывало трудности?
  3. Чему способствовало проведенное занятие?

Занятие 4

Цель: формирование навыков командной работы.

Упражнение «Свой способ приветствия»

Необходимые материалы : не требуются.

Время : 5 минут.

Описание : ведущий предлагает участникам тренинга поздороваться следующим образом: «будем подходить друг к другу и здороваться. При этом каждый из партнеров использует свой способ приветствия, который должен быть невербальным. Со следующим партнером нужно будет поздороваться тем способом, который использовал, здороваясь с вами, ваш предыдущий партнер. Если в какой – либо из пар «встретятся» два одинаковых приветствия, то следующих своих партнеров эти два человека должны приветствовать новым способом».

Обсуждение : не требуется.

Упражнение «Рисунок на спине»

Необходимые материалы : не требуются.

Время : 20-25 минут.

Описание

Обсуждение : в общем кругу.

Упражнение «Крокодил»

Необходимые материалы : не требуются.

Время : 5 минут.

Описание : все участники делятся на две команды, и каждая команда придумывает слово или фразу. После чего в каждой команде выбирается человек, который будет показывать загаданную фразу, чужой командой, своим. Во время объяснения запрещено, что-либо говорить и показывать на какие либо предметы, разрешено только показывать образы и части речи (рисование волнистой линии – определение). Суть игры заключается в том, чтобы быстрее разгадать фразу, чем соперники.

Обсуждение : обмен мнениями.

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

Необходимые материалы : не требуются.

Время : 5 минут.

Описание : ведущий предлагает участникам группы стать в круг. Затем он предлагает игру «Аплодисменты по кругу»: «мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам каждого участника группы похвалить аплодисментами своего соседа справа». Далее участники группы аплодируют всем и т.д.

Обсуждение : не требуется.

Рефлексия занятия:

  1. Что понравилось на этом занятии?
  2. Что вызывало трудности?
  3. Чему способствовало проведенное занятие?

Занятие 5
Цель: развитие групповой сплоченности.

Упражнение «Обмен»

Необходимые материалы : не требуется.

Время : 5 минут.

Описание

Обсуждение : не требуется.

Упражнение «Печатная машинка»

Необходимые материалы : карточки с буквами алфавита.

Время : 15 минут.

Описание : каждому участнику выдается карточка с определенной буквой алфавита. Вся группа – это печатная машинка, каждый член группы – клавиша, ответственная за печатание своей буквы. Ведущий называет слова, которые необходимо напечатать, при этом все буквы, которые участвуют в данном слове должны встать со своих мест. Затем один из участников тренинга меняется местами с ведущим и принимает роль наборщика «текста». Желательно, чтобы слова были сложными и содержали большое количество букв.

Обсуждение : обмен впечатлениями.

Упражнение «Воздушные замки»

Необходимые материалы : пачка бумаги формата А4.

Время : 25 минут.

Описание : Участники делятся на мини-группы по 3-6 человек. В центре комнаты кладется пачка бумаги и озвучивается следующая инструкция: «Каждой команде необходимо за следующие 15 минут построить из этой бумаги башню. Ничего кроме бумаги использовать нельзя. Башня должна быть выше одного метра в высоту. Побеждает команда, которая построит самую высокую башню».

Обсуждение:

  1. Возникали ли помехи в работе команды? В чем они заключались?
  2. Что помогало команде работать слаженно, совместно выполнять данное упражнение?

Рефлексия занятия:

  1. Что понравилось на этом занятии?
  2. Что вызывало трудности?
  3. Чему способствовало проведенное занятие?

Занятие 6
Цель: создание положительной атмосферы в группе.

Упражнение «Путаница»

Необходимые материалы : не требуются.

Время : 5 минут.

Описание : Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый участник обязан найти себе «друга по рукопожатию». Затем все участники вытягивают левую руку и так же находят себе «другу по рукопожатию» (важно чтобы друзья по рукопожатию были разные). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т.е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить тем, что запретить всяческое общение между участниками.

Обсуждение : не требуется.

Упражнение «Комплименты»

Необходимые материалы : каждому участнику необходимо по 2 фишки.

Время : 15 минут.

Описание : все делятся на две команды, каждому участнику команды раздаются 2 бумажки и желательно, чтобы у каждой команды был свой цвет бумажек. Затем, всем участники ходят к членам другой команды и делают им комплименты. Если комплимент принимается – то участник получает одну бумажку. Если комплимент сделан плохо или не является не искренним – то обе бумажки остаются у тебя. Задача каждого – получить как можно больше бумажек от противоположной команды.

Обсуждение : обмен мнениями.

Упражнение «Как мы похожи»

Необходимые материалы : бумага, карандаши, призы.

Время : 10-15 минут.

Описание : тренер просит группу разбиться на пары и объясняет, как будет проходить упражнение. Каждая пара должна как можно быстрее найти и записать по 10 характеристик, верных для них обоих. Нельзя писать общечеловеческие сведения, такие как «у меня две ноги». Можно указать, например, год рождения, место учебы, хобби, семейное положение и т.д. После того как 10 характеристик записаны, каждый член группы выбирает другого партнера и повторяет то же самое с ним. Тот, кто быстрее всех найдет по 10 качеств, объединяющих его с пятью другими участниками, получает приз.

Обсуждение:

  1. Было ли легко выполнять данное упражнение?
  2. Что вызвало трудности?
  3. Что нового вы узнали друг о друге, после выполнения этого задания?

Упражнение «Передача»

Необходимые материалы : не требуются.

Время : 5 минут.

Описание : участники образуют тесный круг. Затем ведущий предлагает всем положить руки на плечи друг другу и закрыть глаза. Нужно мысленно передать друг другу все возможные положительные эмоции, чувства, пожелания.

Обсуждение : обмен мнениями.

Рефлексия занятия:

  1. Что понравилось на этом занятии?
  2. Что вызывало трудности?
  3. Чему способствовало проведенное занятие?

Занятие 7

Упражнение «Приветствие в парах»

Необходимые материалы : не требуются.

Время : 5 минут.

Описание : Группа разбивается на пары, затем приветствуют друг друга. Затем по сигналу пары меняются. Один из партнеров в каждой паре переходит в следующую пару, по часовой стрелке, через одного и приветствие продолжается с новым партнером. Чтобы разнообразить приветствие можно проиграть различные ситуации и роли, например, Вы, встретили неожиданно давнего друга, Вы приходите к начальнику, встречаетесь с подчиненными, с человеком почтенного возраста, с ребенком, встречаетесь в деревне, просто с первым встречным.

Обсуждение : не требуется.

Упражнение «Щепки на реке»

Необходимые материалы : не требуются.

Время : 10 минут.

Описание : участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это – берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. По реке сейчас поплывут Щепки. Один из желающих должен «проплыть» по реке. Участники игры «берега» помогают руками, ласковыми прикосновениями движению Щепки. Когда Щепка проплывет весь путь, она становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь...

Обсуждение:

  1. Какие чувства возникали в ходе «движения по реке»?
  2. Как влияла помощь «берегов» на выполнение этого упражнения?
  3. Чем было легче быть «Щепкой» или «Берегом»?

Упражнение «Мой вклад в команду»

Необходимые материалы : не требуются.

Время : 20-25 минут.

Описание : Все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека.

Тренер просит каждого участника высказаться в рамках своей мини-группы на тему того, в чем он видит свой вклад в деятельность всей команды. При этом если тренинг проводится в корпоративном формате, то есть в нем участвуют лица от одной компании, имеется ввиду вклад в работу всей команды, пришедшей на тренинг. Если в тренинге участвуют лица от разных компаний, то можно говорить о том вкладе, который каждый делает в свою конкретную команду на своем рабочем месте. Если кто-то из участников затрудняется, остальные члены его мини-группы могут ему помочь сформулировать свой доклад.

Группам дается 10 минут на подготовку. После этого один участник от каждой мини-группы выступает и рассказывает о каждом в своей группе.

Обсуждение : не требуется.

Упражнение «Обмен»

Необходимые материалы : не требуется.

Время : 5 минут.

Описание : ведущий предлагает участникам тренинга поприветствовать друг друга пожатием рук. Однако это будет не простое рукопожатие. Каждый из участников группы должен подойти по очереди ко всем остальным, скрестить свои руки, взять в них сложенные накрест руки партнера и во время рукопожатия сказать ему что-то очень приятное (комплимент, пожелания и т.п.).

Обсуждение : не требуется.

Рефлексия занятия:

  1. Что понравилось на этом занятии?
  2. Что вызывало трудности?
  3. Чему способствовало проведенное занятие?

Занятие 8

Упражнение «Путаница»

Необходимые материалы : не требуются.

Время : 5 минут.

Описание : Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый участник обязан найти себе «друга по рукопожатию». Затем все участники вытягивают левую руку и так же находят себе «другу по рукопожатию» (важно чтобы друзья по рукопожатию были разные). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т.е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить тем, что запретить всяческое общение между участниками.

Обсуждение : не требуется.

Упражнение «Коллаж»

Необходимые материалы : ватманы, журналы, брошюры, открытки, подходящие по тематике.

Время : 25-30 минут.

Описание : Участники делятся произвольно на три команды и строятся в три колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спин каждого последнего члена команд. Задание - почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.

Участникам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняются местами.

Обсуждение : в общем кругу.

  1. Что помогало понимать и передавать ощущения?
  2. Что чувствовали первые и последние члены команд в первом и во втором случае?
  3. Что мешало выполнять упражнение?

Упражнение «Разноцветные листы»

Необходимые материалы : разноцветные клеящиеся листы, ручки, маркеры или фломастеры.

Время : 10 минут.

Описание : каждому участнику тренинга выдается лист бумаги и ручка (или фломастер, маркер). На этом листе каждый член группы должен написать пожелания всем участникам тренинга. После этого пожелания озвучиваются и крепятся на видное место или участники тренинга могут подарить их друг другу на память.

Обсуждение : обмен впечатлениями.

Рефлексия занятия:

  1. Что понравилось на этом занятии?
  2. Что вызывало трудности?
  3. Чему способствовало проведенное занятие?