Основные признаки льняных и хлопчатобумажных тканей. Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей




































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

  • систематизировать и дополнить знания, полученные учащимися в начальных классах о тканях и их изготовлении;
  • формировать представление о ткани как о двух системах нитей;
  • ознакомить со свойствами х/б и льняных тканей;
  • научить определять направления нитей основы и утка;
  • воспитывать уважение к труду старших поколений, любви к природе, бережливости.

МТО: Коллекции "Хлопок", "Лён"; волокна (вата), веретено, прядильная машина, образцы тканей с кромками, макет ткацкого станка, презентация "Основы материаловедения" (презентация)

Оборудование: прядильная машина, компьютер, проекционная система

Методы ведения: беседа, рассказ-объяснение, самостоятельные наблюдения учащихся, показ наглядностей, решение УПЗ, самостоятельная работа учащихся.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Межпредметные связи: ботаника, география.

Учащиеся должны уметь: Определять в ткани нити утка и основы, лицевую и изнаночную стороны.

Оформление доски: "Пушинка к пушинке и вый дет перинка".Выписаны термины: материаловедение, натуральные волокна, хлопчатник, хлопчатобумажные ткани, лён-долгунец, льняные ткани, пряжа, нить, ткань, основа, уток, лицевая сторона ткани, полотняное переплетение.

Ход урока

1. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Изучение нового материала (1часть).

Тканью человек пользуется с древних времён.

Давайте, сравним, ткань с бумагой? Что прочнее?

Как используют ткань на производстве и в быту?

Мы настолько привыкли к ткани, что даже не задумываемся, когда шьём изделия, как получают ткани и из какого сырья. На эти вопросы отвечает материаловедение .(Показ слайда1)

Ещё в глубокой древности человек научился соединять отдельные короткие волокна в длинные нити и делать из неё ткани.

Швейное материаловедение - изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий

Сколько на свете разных вещей из тканей! А сами ткани какие разные: гладкие и ворсистые, лёгкие и тяжёлые, тёплые и прохладные, плотные и редкие: Но раз их называют одним именем - ткани, значит, все они, даже самые непохожие с виду, всё-таки чем-то похожи, верно?

Посмотри на разные ткани через увеличительное стекло: всюду нити переплетены! (рассматривание образцов ткани)

Теперь понятно, почему нити у тканей так крепко держатся друг за друга? Кто же их переплёл?

Ткацкий станок - вот кто! Продольные нити, то есть те, что натянуты вдоль станка, всё время прыгают - вверх-вниз, вверх-вниз. Не сами прыгаю, конечно, подниматься и опускаться их заставляют решётки с колечками, сквозь которые эти нити продеты. А поперёк, в просветы между этими продольными нитями, летают челноки - туда-обратно, туда-обратно. Каждый челнок тянет за собой поперечную нить (она сматывается с катушки, спрятанной внутри челнока). Почему ткацкий челнок так назван, ясно с первого взгляда. Он не только формой напоминает лодку, но и тем, что "возит груз". Этот груз - катушка, с которой сматывается поперечная нить. (Показ слайдов 3-5, демонстрация ткацкого станка)

А раньше, тысячи лет назад, ткач протаскивал поперечную нить между продольными с помощью заострённой палки.

Отсюда, кстати, и само слово "ткач": он ведь тыкал палкой с поперечной нитью то в одну сторону, то в другую. Убери из слова "тыкать" букву "ы": Какое слово получилось? Ткать!

Но сначала люди научились не ткать, а плести - из веток, тростника, травы: Может, сами додумались, а может, у птиц подсмотрели.

Вот какое гнездо плетёт африканская птичка ткачик. (Показ слайдов 6-7)

Ткань из нитей ткут, а сами нити откуда берутся?

Возьми кусочек ваты, намочи и скручивай пальцами, а при этом немножко растягивай. Что получилось? Нить! Не очень ровная, правда, но настоящая хлопчатобумажная нить.

Помнишь, в сказке Пушкина: "Три девицы под окном пряли поздно вечерком:"? На чём они пряли? Возможно на прялке. (Показ слайда 8, практическая работа по скручиванию ваты в пряжу)

Прялки на Руси служили не только инструментом для прядения, но и украшением жилища.

В древние времена нить скручивали пальцами. Потом изобрели веретено. (Показ слайда 9, показ веретена)

А может быть, к тому времени уже изобрели самопрялку? Работать на ней было легче, но и на самопрялке многого не напрядешь. Другое дело - прядильная машина.

Первой прядильной машиной была машина Харгревса, сконструированная им в 1764-1767 годах. Благодаря изобретению стало возможным обслуживание нескольких веретён одним рабочим. (Показ слайдов10-11, демонстрация работы электрической прядильной машины)

Волокно - очень тонкие, гибкие, прочные нити, длина которых в несколько раз превышает их поперечные размеры.

Текстильные волокна - это волокна, которые используют для изготовления пряжи, ниток, тканей:(показ слайда12-13)

Хлопчатник - это однолетнее кустарниковое растение высотой около 1 метра. (слайд 14-15)

Хлопчатник любит тепло и растёт на юге. Как созреет, лопаются коробочки с семенами, и в каждой - будто кусочек ваты!

Пускают тогда на поле хлопкоуборочный комбайн.

Соберут хлопок и разложат на солнце сушить. Потом увяжут в тюки и везут на прядильную фабрику. Там его разрыхляют, очищают от семян, расчёсывают и прядут из хлопковых волокон хлопчатобумажные нити.

Семена тоже идут в дело - из них выжимают хлопковое масло.

Без тканей из хлопка мы сейчас и жизни себе не представляем. А ведь их начали ткать в нашей стране меньше 200 лет назад. (Демонстрация коллекции "Хлопок", тканей)

Как же обходились без хлопка?

Из каких нитей делали ткани, из каких волокон пряли?

Из льняных! Древние египтяне хлопка не знали. Они сеяли лён.

В старину тонкое льняное полотно называли в Европе "русским шёлком". Его умели ткать только в России. Но и сейчас русские льняные ткани славятся на весь мир.

До чего красив цветущий лён - всё поле в голубеньких цветочках!

Отцветёт лён, созреют на нём семена - тут его срезают, раскладывают на земле и ждут, пока живущие в земле микробы съедят клей, которым волокна льна прочно склеены. После этого лён можно будет расчесать - расщепить его стебельки на отдельные волокна.

Из этих волокон спрядут льняные нити. А из нитей соткут ткань

На свете больше 200 видов льна, но выращивают лишь 40 видов.

Ради волокон сеют лён-долгунец, ради масла - лён-кудряш. (Показ слайдов 16-19, демонстрация коллекции "ЛЁН")

Из более толстых льняных нитей ткут парусину. Парусину можно пропитать веществом, которое отталкивает воду, - и тогда с неё "как с гуся вода". Такую непромокаемую парусину называют брезентом.

Если спросить старого морского волка: "Знаете ли вы ещё какие-нибудь растительные волокна, кроме тех, которые даёт нам лён и хлопок?", он ответит: "А как же!" И назовёт волокна, дорогие сердцу каждого моряка: пеньку, джут и капок. За что же любят их моряки?

Из пеньки делают верёвки, морские канаты, мешковину - грубую ткань, из которой шьют мешки.

Но самые лучшие мешки получаются из мешковины, которые изготовляют из джута.

А самые лучшие канаты (знаменитый манильский трос) - из манильской пеньки.

А как используют в море волокно со странным именем "капок"? Оно спасает человеческие жизни! Этим волокном набивают спасательные круги и спасательные жилеты - оно лёгкое, не намокает и вообще не смачивается водой, не гниёт от сырости. (Показ слайдов20-24)

Основные понятия

Пряжа - нити, полученные в процессе прядения

Прядение - процесс в результате которого из коротких тонких волокон получают непрерывную нить.

Ткань - текстильное изделие, полученное путём переплетения двух систем нитей в процессе ткачества.

Основа - долевые нити - нити, идущие вдоль ткани. (прочные, не тянутся, прямая)

Уток - поперечные нити - нити, идущие вдоль ткани. (менее прочные, тянутся при растяжении, извитая).

Кромка - уплотнённое переплетение нитей по краям ткани.

Нити основы прочные, длинные, тонкие, при растяжении не меняют своей длины.

Нити утка менее прочные, более толстые, короткие. При растяжении нити утка увеличивают свою длину.

Нить утка, пройдя между нитями основы на всю ширину ткани, поворачивает обратно, не обрываясь. Поэтому вдоль ткани получаются неосыпающиеся края - кромки. Расстояние от кромки до кромки называют шириной ткани.

3. Практическая работа.

Определение в ткани направления нитей и утка.

По кромке (вдоль или поперёк кромки)

По степени растяжения (растягивается больше или меньше)

По звуку (звук звонкий или глухой)

По виду нитей. Толщина (толстая или тонкая). Гладкость (гладкая или пушистая)

Ткацкие переплетения

Ткацкое переплетение - это переплетение нитей основы и утка.

Полотняное переплетение. Основные и уточные нити чередуются через одну (показ слайда 28)

Последний этап - отделка ткани - придание красивого внешнего вида.

Сначала ткань отбеливают.

На хлопчатобумажные ткани наносят рисунок с помощью печатных машин.

Печатание (набивка) - процесс нанесения на ткань цветного рисунка. (показ слайда 29)

Как определить лицевую сторону ткани?

Лицевую сторону ткани можно определить по следующим признакам:

Рисунок более яркий, чем на изнаночной,

Рисунок переплетения более чёткий,

Лицевая сторона более гладкая, так как все ткацкие пороки (петельки, узелки) выведены на изнаночную сторону

Свойства хлопка (показ слайда 25)

Гигроскопичность - способность волокон поглощать влагу из окружающей среды. У хлопка высокая - быстро впитывает влагу и быстро высыхает.

Светостойкость - сохранять прочность при действии солнечного света.У хлопка низкая.

Воздухопроницаемость - способность ткани пропускать воздух. У хлопка высокая.

Усадка - способность ткани после замачивания уменьшаться в размерах. У хлопка значительная.

На ощупь волокна мягкие, тепловатые, горят, как бумага.

Свойства льна (показ слайда 26)

Цвет волокна - от светло-серого до тёмно-серого.

Обладает характерным блеском, так как волокна имеют гладкую поверхность.

Гигроскопичность больше, чем у хлопка.

Воздухопроницаемость -высокая

Светостойкость немного больше, чем у хлопка.

На ощупь волокна льна всегда прохладные, жёсткие.

Горит так же, как хлопок.

Сильно сминается.

4. Заключительная часть.

Раздать учащимся карточки-задания для закрепления, пройденного материала (№1-6).

Анализ выполненных работ, оценка работы.

М-3 ПОЛУЧЕНИЕ ТКАНЕЙ ИЗ ВОЛОКОН РАСТИТЕЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА: ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫХ И

ЛЬНЯНЫХ ТКАНЕЙ.

Наглядные пособия и оборудование:

Тест входного контроля №2 наглядное пособие “первичная обработка хлопка” наглядное пособие “первичная обработка льна” образец оформления лабораторной работы лабораторный бокс тест выходного контроля №3 информационный блок «волокна растительного происхождения», «свойства тканей».

На доске девиз урока: “Каково волокно, таково и полотно”

Цель: подготовка учащихся к работе на занятии

Контроль посещаемости

Проверка наличия спецодежды

Подготовка дежурными рабочих мест

В результате работы на уроке учащиеся должны

Знать: происхождение волокон хлопка и льна; этапы первичной обработки хлопка и

льна; свойства, признаки определения волокон растительного происхождения.

Уметь: сравнивать и анализировать свойства волокон хлопка и льна, писать конспект,

оформлять лабораторную работу.

Цель: актуализировать знания учащихся по материаловедению

a. тест входного контроля 2

3) учитель раздаёт тесты, контролирует самостоятельность выполнения заданий.

4) учащиеся выполняют задания теста (можно пользоваться конспектом), обмениваются

ответ – один балл).

Цель: восприятие, осмысление первоначальных знаний о волокнах растительного происхождения.

1) Слово учителя. Хлопок – одно из древнейших прядильных растений. Первые упоминания о хлопчатнике можно найти в рукописях, относящихся к XVв. до н. э. В Европе узнали о хлопке значительно позднее, и о его происхождении долгое время ходили самые фантастические рассказы. Считалось даже, что существуют «хлопковые овечки», которые и дают хлопковую шерсть. Этому верили ещё и в конце XVII в., когда была выпущена книга с описанием хлопчатника – растительного барашка. Родиной хлопководства является Индия.

Лён был известен в Ассирии и Вавилонии, откуда проник в Египет. Природные условия долины Нила способствовали разведению льна в Египте. Мастерство ткачей в этой стране достигло невероятного совершенства. Древнегреческий историк Геродот упоминает о том, как египетский царь Амазис принёс в дар Афине Родосской льняную ткань, каждая нить которой состояла из 360 тончайших нитей. Эта ткань ценилась в прямом смысле на вес золота. В египетских погребениях фараонов обнаружилось много льняных тканей отличной выделки. Там же был найден и каменный барельеф , изображающий примитивный горизонтальный ткацкий станок без челнока. В погребении Бени-Хассан схематично показаны процессы обработки льна и изготовления полотна. Египетские жрецы носили одежды только из льна. Он считался символом чистоты, света, верности. На Руси лён издавна был предметом национального промысла и торговли. Наряду с мехами, салом, мёдом, воском изделия из него продавали на торгу, сбывали за границу. У народа существует поверье: если человек устал в пути или во время тяжёлой работы, нужно надеть льняное бельё, - и силы его восстановятся, а настроение улучшится.

Лён удивительное растение, у него нет отходов: всё идёт в дело. Из льняных семян производят масло; из грубого льноволокна – пакли – делают верёвку, шпагат, дорожки; из остатков покровных тканей получают воск. Мякина и жмыхи, оставшиеся после отжима семян, - ценный, питательный корм для скота…

Лён – мировой рекордсмен: у него самое длинное лубяное волокно. Но волокна льна извлекать значительно сложнее, чем волокна хлопка, так как они скрыты в самом стебле. Волокна льна и оболочка склеены между собой пектиновым веществом, поэтому довольно трудно, отделить волокно от льняной соломы. Именно из-за этого первичная обработка льна значительно затруднена, и стоит примерно в два раза дороже, чем обработка хлопка.

2) работа с информационным блоком «волокна растительного происхождения»

3) Задание учителя. Найдите в тексте информационного блока ответы на вопросы:

В чём заключается первичная обработка хлопка?

Какой сорт льна идёт на производство льняных тканей?

Почему волокна льна называют лубяными, а хлопка – семенными?

Контролирует ответы, организует деятельность учащихся.

4) Учащиеся работают с текстом, находят ответы на вопросы, делают краткие записи в тетради.

Цель: изучить свойства волокон хлопка и льна.

1) информационный блок «волокна растительного происхождения», на столы раздаются конверты с образцами волокон хлопка и льна.

2) Слово учителя. О чём говорит пословица ставшая девизом урока? Свойства тканей зависят от свойств волокна, из которого они изготовлены.

3) «Изучение волокон хлопка и льна» под руководством учителя.

Зарисуйте таблицу практической работы в рабочую тетрадь. Проанализируйте данные информационного блока, сравните образцы волокон хлопка и льна, ответьте на вопросы:

Цвет и блеск волокон;

Длина волокон;

Извитость и тонина волокон;

Прочность волокон в сравнении;

Жёсткость волокон;

Самостоятельно заполните признаки хлопчатобумажных и льняных тканей.

5) Учащиеся выполняют лабораторно-практическую работу «Изучение волокон хлопка и льна», работают с текстом, находят ответы на вопросы, заполняют таблицу в тетради. Затем сравнивают полученные результаты с образцом:

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

СВОЙСТВ ВОЛОКОН ХЛОПКА И ЛЬНА

Цель: получить первоначальные знания о свойствах тканей.

1) Блок самостоятельной познавательной деятельности учащихся «Свойства тканей».

2) Слово учителя. Для правильного и рационального использования материалов швейного производства необходимо знать, какими свойствами они обладают, и уметь определять эти свойства. Все свойства тканей можно разделить на физико-механические, гигиенические и технологические:

* физико-механические свойства определяют в зависимости от того, как реагирует материал на действие различных внешних сил. Под действием этих сил материал деформируется: изменяются его размеры и форма (прочность, сминаемость, жёсткость, драпируемость),

* гигиенические свойства – это свойства, направленные на сохранение здоровья человека. (гигроскопичность, воздухопроницаемость, теплозащитные свойства),

* технологические свойства – это свойства, которые проявляет ткань в процессе изготовления изделия (осыпаемость, усадка, скольжение).

Прочность тканей можно определить, если вынуть по одной долевой нити из каждого образца, разорвать и сравнить их прочность. Знание этого свойства используют при подборе ткани для изделия, его назначения.

сминаемости ткани можно определить, смяв каждый образец в руке и подержать так 30сек., а затем расправить. Это свойство влияет на выбор фасона изделия – из сильно сминаемой ткани лучше шить изделия простого фасона, без сложной отделки.

Жёсткость (мягкость) ткани – это способность ткани сопротивляться изменению формы. Жёсткие ткани плохо драпируются, легко раскраиваются, не перекашиваются при стачивании.

Гигроскопичность

Воздухопроницаемость

Осыпаемость нити по срезам ткани в образцах можно узнать если из образца при помощи иглы попытаться вынуть одновременно несколько нитей вместе. Та ткань, из которой отделяется большее количество нитей, обладает большей осыпаемостью. Большая осыпаемость нитей затрудняет обработку изделий.

Усадка

Ваша задача: познакомиться со свойствами тканей и составить их классификацию.

3) учащиеся слушают объяснения учителя, работают с блоком самостоятельной познавательной деятельности, записывают основные понятия в тетрадь.

Цель: проверить степень усвоения знаний.

2) тест промежуточного контроля «Волокна растительного происхождения»

3) учитель раздаёт тесты, следит за самостоятельностью выполнения заданий теста (разрешается пользоваться конспектом)

4) выполняют задания теста, осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль.

Цель: подведение итогов, анализ работы на уроке

Анализ характерных ошибок, пути их исправления.

Заполнение шкалы оценок, самооценка.

Выставление оценок каждого учащегося.

Уборка рабочих мест

Ориентирование на домашнее задание.

М-3 ВОЛОКНА РАСТИТЕЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ, ИХ СВОЙСТВА.

Лабораторная работа: «Изучение волокон хлопка и льна»

знать: волокна растительного происхождения, процесс получения волокон хлопка и льна, их свойства и характерные признаки.

уметь: распознавать волокна хлопка и льна, оформлять лабораторную работу, сравнивать показатели, анализировать результаты, делать выводы.

Цель : вспомнить знания необходимые для изучения новой темы.

выслушайте задание учителя, условия выполнения тестового задания.

выполните тест входного контроля №2

обменяйтесь тестами, выполните взаимопроверку.

Цель : познакомиться с процессом получения волокон растительного происхождения, происхождением волокон хлопка и льна.

1. выслушайте объяснения учителя.

2. прочитайте текст информационного блока «Волокна растительного происхождения»

3. ответьте на вопросы:

Из какой части растения получают хлопковое волокно?

Из какой части растения получают льняное волокно?

В чём заключается первичная обработка хлопка?

Какой сорт льна идёт на производство льняных тканей?

Почему волокна льна называют лубяными, а хлопка – семенными?

Цель : изучить свойства волокон хлопка и льна.

2. найдите в тексте информационного блока «Волокна растительного происхождения» свойства волокон хлопка и льна.

3. внимательно рассмотрите предложенные образцы волокон хлопка и льна,

4. выполните действия, описанные в лабораторной работе пункты 1- 6.

Цель : изучить признаки определения хлопчатобумажных и льняных тканей.

1. выслушайте объяснение учителя по

выполнению практической работы.

2. внимательно рассмотрите образцы хлопчатобумажных и льняных тканей,

3. выполните задания лабораторно-практической работы пункт 7- 9, заполните таблицу.

Цель : познакомиться со свойствами, предъявляемыми к тканям.

2. прочитайте текст блока самостоятельной познавательной деятельности «Свойства тканей»

3. составьте схему классификации свойств тканей.

Цель : проверить степень усвоения знаний по теме урока.

1. выполните задание теста «Волокна растительного происхождения»

Цель

3. сделайте общую оценку урока:

Как была достигнута цель урока? (самостоятельно, с помощью одноклассников, с помощью учителя)

Где могут быть использованы полученные знания?

Причины ошибок при выполнении заданий (невнимательность, недостаток знаний, непонятен смысл задания, вопроса)

4. заполните таблицу оценок, если вы набрали

до 27 баллов оценка – 9, до 24 баллов оценка – 8,

до 21 балла оценка 7, до 18 баллов оценка 6,

до 15 баллов требуется дополнительное занятие,

5. выставьте оценку за урок

6. уборка рабочих мест

Выслушайте рассказ учителя, ответьте на поставленные вопросы устно.

Проверьте правильность заполнения таблицы с образцом учителя

Взаимоконтроль.

Запишите основные понятия в рабочую тетрадь.

Сводная таблица оценок


ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Волокна растительного происхождения.

https://pandia.ru/text/78/018/images/image002_120.jpg" alt="Описание: ткань" width="416" height="120 src=">

В различных странах существует большое количество растений, из которых получают лубяные волокна – лён, конопля, джут, крапива, канатник, кендырь, рами, кенаф и т. д. Волокна этих растений – жёсткие, грубые. Они идут на изготовление верёвок, канатов, мешковины, дешёвых обивочных тканей, холста, парусины. Например, волокно конопли (пенька) похоже на льняное волокно, как по цвету, так и по другим признакам. Однако оно не такое мягкое, поэтому идёт на изготовление парусины, шпагата, мешковины.

2. Наиболее тонкими, мягкими и гибкими среди них являются волокна льна . Различают три основных разновидности этого растения: лён-долгунец, лён-межеумок, лён-кудряш. Самые длинные волокна получают из льна-долгунца (80-100см.) – это высококачественное, прочное волокно. Лён-кудряш возделывают преимущественно для получения ценного льняного масла, используемого в лакокрасочной промышленности.

Созревшие стебли льна выдёргивают из земли вместе с корнями, чтобы сохранить длину волокна. Этот процесс называется тереблением . Стебли льна освобождают от семян на льномолотилках, получается солома. Солому вымачивают в водоёмах или специальных бассейнах, получается треста . Часть стебля льна составляет луб, находящийся под корой (кострой). В нём в виде тонких связок расположены лубяные волокна. Вымоченные стебли сушат и подвергают механической обработке. Их мнут, треплют, чтобы отделить волокно от древесины стебля и других примесей.

Цвет волокон – от светло-серого до тёмного. Лён обладает характерным блеском, т. к. волокна имеют гладкую поверхность. В составе льна 80% целлюлозы и 20% примесей. Это жировые, воскообразные, минеральные вещества, лигнин – продукт одревеснения клетки. Лигнин придаёт волокнам жёсткость. Длина волокон применяемых в прядении 35-90см. Прочность на разрыв волокон льна превосходит прочность хлопка. Гигроскопичность льна при нормальных условиях 12%. Лён быстро впитывает и отдаёт влагу.

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ИЗУЧЕНИЕ ВОЛОКОН ХЛОПКА И ЛЬНА

Материально-техническое обеспечение: образцы волокон хлопка и льна, лоскутки хлопчатобумажной и льняной ткани, ножницы, клей ПВА, образец оформления лабораторной работы.

Порядок выполнения работы:

1. Внимательно рассмотрите волокна образцов хлопка и льна, по внешнему виду, сравнивая блеск и цвет волокон.

2. Проанализируйте данные информационного блока, сравните длину волокон хлопка и льна.

3. Внимательно рассмотрите отдельные волокна, установите путём сравнения извитость и тонину волокон.

4. На ощупь определите жёсткость (мягкость) волокон.

5. Проанализировав длину и свойства волокон, сделайте вывод об их прочности.

6. Результаты наблюдений и исследований запишите в таблицу.

7. самостоятельно заполните признаки хлопчатобумажных и льняных тканей

с учётом девиза урока: «Каково волокно, таково и полотно»

8. самостоятельно проверьте данные таблицы


БЛОК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«СВОЙСТВА ТКАНЕЙ»

Все свойства тканей можно разделить на физико-механические, гигиенические и технологические:

* физико-механические свойства определяют в зависимости от того, как реагирует материал на действие различных внешних сил. Под действием этих сил материал деформируется: изменяются его размеры и форма (прочность, сминаемость, жёсткость, драпируемость),

* гигиенические свойства – это свойства, направленные на сохранение здоровья человека. (гигроскопичность, воздухопроницаемость, теплозащитные свойства),

* технологические свойства – это свойства, которые проявляет ткань в процессе изготовления изделия (осыпаемость, усадка, скольжение).

Прочность тканей можно определить, если вынуть по одной долевой нити из каждого образца, разорвать и сравнить их прочность. Знание этого свойства используют при подборе ткани для изделия, его назначения. Прочность зависит главным образом от прочности волокон и крутки пряжи.

Во время носки на некоторых изделиях образуются морщины, мелкие складочки, т. е. ткань мнётся. Степень сминаемости ткани можно определить, смяв каждый образец в руке и подержать так 30сек., а затем расправить. Сминаемость тканей зависит от свойств волокон, а также от структуры пряжи и ткани. Это свойство влияет на выбор фасона изделия – из сильно сминаемой ткани лучше шить изделия простого фасона, без сложной отделки.

Жёсткость ткани – это способность ткани сопротивляться изменению формы. Жёсткие ткани плохо драпируются, легко раскраиваются, не перекашиваются при стачивании.

Мягкость ткани – её способность легко менять свою форму, образовывать мягкие складки. Ткань мягче, если волокно тонкое и пряжа мало крученая, если ткань не плотная.

Гигроскопичность – свойство ткани впитывать влагу из окружающей среды. Гигроскопичностью и намокаемостью должны обладать бельевые ткани.

Воздухопроницаемость – способность ткани пропускать воздух, обеспечивать вентилируемость изделий.

Теплозащитность – способность ткани сохранять тепло выделяемое телом человека.

Осыпаемость заключается в том, что нити не удерживаются в ткани по обрезным краям и выскальзывают, образуя бахрому. Осыпаемость зависит от вида волокон, плотности ткани и отделки. Больше осыпаются ткани из пряжи гладкой, сильнокрученой, чем пушистой и слабокрученной. Большая осыпаемость нитей затрудняет обработку изделий.

Усадка – это способность ткани после замачивания, стирки или влажно-тепловой обработки уменьшаться в размерах.

Задание: заполните предлагаемую схему

Свойства тканей

Колл" href="/text/category/koll/" rel="bookmark">коллекция хлопчатобумажных и льняных тканей этикетки с символикой по уходу за текстильными изделиями.

На доске девиз урока: “Где ученье, там и уменье”

Цель: подготовить учащихся к работе на уроке

Проверка готовности учащихся

Подготовка дежурными рабочих мест учебно-методическим комплексом.

Цель: обозначить тему и цели урока

В ходе урока учащиеся должны

Знать: основные свойства тканей, положительные и отрицательные свойства

хлопчатобумажных и льняных тканей, правила ухода за хлопчатобумажными и

льняными тканями;

Уметь: анализировать, характеризовать, систематизировать свойства и признаки

тканей, самостоятельно делать выводы.

Учащиеся записывают тему и девиз урока в тетрадь.

Цель: актуализировать знания учащихся о волокнах растительного происхождения.

2. повторение пройденного материала, устный опрос.

3. учитель задаёт вопросы, контролирует ответы.

Назовите производственные этапы изготовления ткани.

Какое строение имеет ткань?

Что называется ткацким переплетением?

Назовите способы отделки ткани.

От чего зависят свойства тканей?

Какие свойства тканей учитывают при изготовлении швейных изделий?

Какие свойства тканей нужно учитывать при эксплуатации и уходе за швейными изделиями?

4. учащиеся отвечают на вопросы, контролируют ответы одноклассников, уточняют, дополняют ответы.

Цель: изучить основные свойства хлопчатобумажных и льняных тканей

2. работа с информационным блоком «Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей»

3. Слово учителя. На прошлом уроке мы познакомились с волокнами растительного происхождения и тканями из них, их отличительными признаками. Мы узнали, какими свойствами обладают ткани, как эти свойства влияют на изготовление и эксплуатацию швейных изделий из этих тканей. Сегодня мы познакомимся подробнее со свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей, вам будет полезно знать их отличительные признаки, правила ухода за ними, так как они получили широкое распространение при изготовлении столового и постельного белья.

Учитель организует работу в парах по изучению темы, объясняет задание, обращает

внимание на взаимообучение и взаимоконтроль при выполнении работы.

4. изучают материал информационного блока, выделяют главные моменты, составляют опорный конспект.

Цель: научиться выполнять опытные исследования, делать аналитические заключения.

1. лабораторно-практическая работа “определение свойств хлопчатобумажных и льняных тканей”

2. учитель проводит вводный инструктаж последовательности и приёмов выполнения исследования образцов тканей, объясняет условия оформления полученных результатов, организует работу в парах.

3. учащиеся изучают инструкционную карту для выполнения лабораторно-практической работы, выполняют опытные исследования, оформляют результаты исследований в тетради, делают выводы.

Цель: получить представление об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей, правилах ухода за хлопчатобумажными и льняными тканями.

2. работа с информационным блоком «Ассортимент тканей», коллекцией тканей из хлопка и льна;

3. Слово учителя: по назначению хлопчатобумажные и льняные ткани разделяются на бытовые и технические. К бытовым тканям относятся влаговпитывающие (полотенца и носовые платки), а также декоративные, использующиеся для обивки мебели и изготовления портьер. Учитель указывает на разнообразие тканей по составу и назначению, знакомит с ассортиментом хлопчатобумажных и льняных тканей, помогает сформулировать вывод по уходу за изделиями из этих тканей:

Для чистки и стирки хлопчатобумажных и льняных тканей применяются одинаковые средства, что объясняется растительным происхождением сырья, однако влажно-тепловая обработка льняных тканей выполняется более горячим утюгом, так как лубяные волокна более грубые и стойкие.

4. учащиеся записывают основные ткани и их признаки в опорный конспект, составляют коллекцию тканей растительного происхождения, вырабатывают рекомендации по уходу за изделиями из хлопчатобумажных и льняных тканей.

Цель: закрепить и систематизировать знания учащихся о тканях растительного происхождения, их свойствах и ассортименте.

2. Тест выходного контроля «Ассортимент тканей растительного происхождения»

3. учитель раздаёт тесты, контролирует самостоятельность работы.

4. учащиеся выполняют задания теста, выполняют взаимоконтроль и оценку тестового задания.

Цель: подведение итогов урока и его оценка

2. рефлексия, ответы на вопросы:

Какое практическое значение имеют знания, полученные на уроке?

Что было самым интересным при выполнении работы?

Что вызвало затруднения?

3. разбор типичных ошибок,

4. заполнение шкалы оценок, выставление отметок,

5. ориентирование на домашнее задание.

Целевой учебный план деятельности ученика на уроке.

М-4 СВОЙСТВА ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫХ И ЛЬНЯНЫХ ТКАНЕЙ

АССОРТИМЕНТ ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫХ И ЛЬНЯНЫХ ТКАНЕЙ

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ С УКАЗАНИЕМ ЗАДАНИЙ

РУКОВОДСТВО ПО УСВОЕНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

знать: свойства хлопчатобумажных и льняных тканей, ткацкие переплетения, используемые для производства хлопчатобумажных и льняных тканей, характерные признаки горения тканей растительного происхождения.

уметь: распознавать хлопчатобумажные и льняные ткани, составлять правила ухода за этими тканями, оформлять лабораторную работу, сравнивать показатели, анализировать результаты, делать выводы.

Цель : повторить знания необходимые для изучения новой темы.

1. выберите вариант тестового задания.

2. выполните теста промежуточного контроля

3. проверьте правильность ответов, обменяйтесь тестами, выполните взаимопроверку.

Цель : самостоятельная проверка данных и закрепление изученного материала.

2. прочитайте текст информационного блока «Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей»

3. ответьте на вопросы:

Какими гигиеническими свойствами обладают хлопчатобумажные и льняные ткани?

На какие технологические свойства хлопчатобумажных и льняных тканей следует обратить внимание?

Какие ткани обладают большей прочностью?

Сминаемость тканей это положительное свойство?

4. Работа с информационным блоком.

Цель : изучить свойства хлопчатобумажных и льняных тканей.

1. выслушайте инструктаж учителя по выполнению лабораторной работы.

2. внимательно рассмотрите предложенные образцы тканей.

3. выполните действия, описанные в лабораторной работе «Изучение свойств хлопчатобумажных и льняных тканей».

4. обменяйтесь мнениями о принадлежности исследуемых образцов к виду ткани.

5. сделайте вывод по результатам выполнения лабораторной работы.

Цель : познакомиться с ассортиментом хлопчатобумажных и льняных тканей.

1. внимательно рассмотрите коллекцию тканей, обсуди с товарищем особенности тканей по плотности, переплетению нитей, расцветке и т. д.

2. из предложенных лоскутков тканей выберите образцы хлопчатобумажных и льняных тканей.

3. составьте и оформите коллекцию тканей.

Цель : познакомиться с правилами ухода за изделиями из хлопчатобумажных и льняных тканей.

1. прочитайте текст информационного блока «Ассортимент хлопчатобумажных и льняных тканей»

2. составьте алгоритм ухода за изделием из предложенного образца ткани.

3. познакомьтесь с символами ухода за текстильными изделиями.

4. оформите этикетку по уходу за изделием.

Цель : проверить степень усвоения знаний по разделу материаловедение.

1. выполните задание теста выходного контроля.

2. проверьте правильность ответов

3. проверьте правильность выполнения теста соседа по парте.

4. сверьте правильность ответов с контрольным экземпляром.

Цель : подведение итогов урока, его оценка.

1. сравните полученные знания с заданной целью

2. выслушайте анализ допущенных ошибок

3. заполните таблицу оценок, если вы набрали

до 45 баллов оценка – 9, до 40 баллов оценка – 8,

до 35 балла оценка 7, до 30 баллов оценка 6,

до 25 баллов требуется дополнительное занятие,

4. выставьте оценку за урок

5. уборка рабочих мест

Запишите тему и девиз урока в рабочую тетрадь

Внимательно прочитайте цели урока.

Выполните задание письменно в рабочей тетради. За каждый верный ответ один балл.

Ответьте на поставленные вопросы устно.

Работа в парах. Оформите лабораторную работу в рабочей тетради.

Обратите внимание на образцы оформления коллекций тканей.

Работа в парах. Самоконтроль. Взаимоконтроль.

Запишите символы по уходу за изделиями в рабочую тетрадь.

Самоконтроль, взаимоконтроль, самооценка (верный ответ – один балл).

Будьте объективны при самооценке.

Домашнее задание индивидуальное.

Сводная таблица оценок

ВАРИАНТ 1

К волокнам растительного происхождения относятся:

А) капрон, лавсан, лён, хлопок Б) лён, хлопок, пенька, джут

В) хлопок, шёлк, джут, шерсть

2. Волокна хлопка – это:

А) ворсинки длиной от 40 до 80мм

Б) ворсинки средней длины и большой толщины

В) коротенькие ворсинки длиной от 5 до 40мм

3. Волокна льна вырабатывают из … части стебля однолетнего травянистого растения льна:

А) злаковой Б) лубяной В) корневой

4. Ровница отличается от пряжи тем, что в ней волокна:

А) не скручены Б) скручены В) скручены и намотаны на катушку

5. Первичная обработка хлопка-сырца состоит из следующих операций:

А) очистка от пыли, прессование, наматывание

Б) отделение от семян, очистка от мелких примесей, прессование

В) очистка от листьев, прессование, крашение

6. Способность ткани впитывать влагу из окружающей среды называют:

А) теплозащитность Б) воздухопроницаемость В) гигроскопичность

7. Лучшие сорта олифы (масляничных лаков) вырабатывают из семян:

А) пенька; Б) хлопок; В) лен.

8. Для предупреждения усадки ткань:

А) драпируют Б) декатируют В) растягивают

9. К физико-механическим свойствам тканей относятся:

А) удлинение, сминаемость, драпируемость;

Б) гигроскопичность, пылеемкость, электризуемость;

В) скольжение, осыпаемость, усадка.

10. Хлопчатобумажная суровая ткань по внешнему виду:

А) матовая, шероховатая, с жёлтоватым оттенком

Б) матовая, гладкая, сероватая

В) блестящая, гладкая, сероватая.

ВАРИАНТ 2

1. К текстильным волокнам относятся:

А) шерсть, лён, джут Б) лён, хлопок, шерсть В) кенаф, хлопок, лён

2. Волокна льна имеют длину:

А) от 50 до 70мм Б) от 40 до 50мм В) от 15 до 40мм

3. При созревании плодов (коробочек) хлопчатника получают:

А) хлопок-сырец Б) хлопок-волокно В) хлопок

4. Технологический процесс производства тканей определяется следующими этапами:

А) прядение, проборка, ткачество Б) прядение, ткачество, отделка

В) ткачество, прядение, отбеливание

5. Стебли льна после почесывания коробочек с семенами:

А) мнут, прочёсывают, скручивают Б) мочат, растягивают, просушивают

В) мочат, просушивают, мнут

6. Способность ткани образовывать мягкие складки называют:

А) гибкость Б) сминаемость В) драпируемость

7. В малоплотных тканях в процессе носки происходит:

А) усадка Б) сдвиг нитей В) сохранение тепла

8. Прочность хлопка во влажном состоянии:

А) уменьшается; Б) увеличивается; В) без изменения.

9. Каким свойством должна обладать ткань, применяемая для летней одежды:

А) пылеемкостью; Б) воздухопроницаемостью; В) водоупорностью.

10. По виду нитей хлопчатобумажные суровые ткани:

А) мягкие, холодные Б) равномерные, мягкие

В) равномерные, жёсткие.

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫХ И ЛЬНЯНЫХ ТКАНЕЙ

Материально-техническое оснащение урока: лоскутки тканей хлопчатобумажных и льняных, клей ПВА, ножницы.

Ход работы:

1. рассмотрите образцы предложенных тканей и по внешнему виду определите вид ткани.

2. возьмите лоскутки тканей за угол, сравните угол спадания и форму складок. Определите, какой образец драпируется лучше.

3. сожмите каждый образец в отдельности в руке и определите на ощупь степень теплоты (холода), мягкость (жесткость)

4. сожмите каждый образец в отдельности в руке, разложите его на столе, расправьте, разгладьте рукой. Оцените степень сминаемости.

5. отделите от каждого образца несколько нитей в разных направлениях, сравните степень скольжения, сравнивая степень скольжения и осыпаемости нитей. Исследуйте вытянутые нити на разрыв и определите их прочность.

6. исследуйте образцы тканей в двух направлениях (основа, уток) на растяжение. Определите, какие ткани растягиваются меньше.

7. результаты исследований, запишите в таблицу

8. сделайте вывод:

Какой лоскуток из предложенных образцов хлопчатобумажная ткань,

какой лоскуток льняная ткань?

Например: образец №1- лён, образец №2-хлопок.

Аргументируйте свой выбор.

Как практически можно использовать эти свойства тканей?

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Уход за изделиями из хлопчатобумажных и льняных тканей

Долговечность изделия зависит не только от износостойко­сти ткани, но и от конструкции изделия, качества его изготовления, характера носки и от правильного ухода за ним. Вовремя почистить изделие, постирать, отутюжить - это поможет изделиям сохранить дольше хороший внешний вид. Каждая вещь имеет этикетку, на которой дается информация по уходу за данным изделием.

Пользуйтесь таблицей символы по уходу за текстильными изделиями.

Изделия из хлопчатобумажных и льняных тканей стирают отдельно от других тканей. Вместе цветное и белое белье стирать нельзя, так как цветное может полинять.

Хлопчатобумажные и льняные ткани стирают мылом или в растворах различных моющих средств , предназначенных для этого, при температуре раствора не выше 60 °С. Перед замачиванием проверить карманы, они должны быть пустыми, очистить от сора, уголки - от скопившихся ниток, пуха и т. д. Стирают сначала мало­загрязненные белые вещи, затем сильно загрязненные белые, а в конце - цветные.

Кухонные полотенца и белое постельное бельё можно стирать при 95С0 в стиральной машине
. Цветное бельё – при 60С0, тонкое цветное бельё – до 40С0. Если нужно отбелить очень застиранное бельё, его следует замочить на сутки в растворе, содержащем 2-3 столовые ложки средства для стирки хлопчатобумажных тканей и столько же скипидара на 10литров воды или замочить вещи в воде с Т 30-40С0 с добавлением уксуса (1 чайная ложка на 1л воды). Для белого полотна подходит любой универсальный порошок, а для цветного нужно использовать мягкое моющее средство без отбеливателя.

Изделия сушат , вывернув на изнаночную сторону, чтобы не выгорали на солнце. Лён можно сушить в сушилке для белья, но полотно при этом иногда даёт усадку.

Изделия из хлопчатобумажных тканей с облагораживающей отделкой надо развешивать для просушки мокрыми, а затем, когда они высохнут, гладить, поставив терморегулятор на позицию «шерсть». Впрочем, можно поставить терморегулятор на «хлопок», но в этом случае изделие предварительно увлажнить или пользоваться утюгом с увлажнителем.

Если вы подпалили утюгом светлую льняную ткань, можно замочить изделие на ночь в равных количествах воды и кислого молока, и подпалины исчезнут. Гладят лён очень горячим утюгом с увлажнителем или через влажный проутюжильник.

Чистят хлопчатобумажные и льняные ткани нашатырным спиртом, ацетоном и другими чистящими средствами.

Урок 5 класса

Тема: Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей

Цели:


  • ознакомить учащихся со свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей;

  • научить использовать знания о свойствах этих тканей при изготовлении швейных изделий и ухода за ними;

  • развивать логическое мышление;

  • прививать эстетический вкус;

  • воспитывать внимательность.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, коллекция образцов хлопчатобумажной и льняной тканей, ножницы, клей.
Ход урока

I Организация урока.

Проверка готовности учащегося к уроку.


II Повторение пройденного материала.

Устный опрос.

Вопросы для повторения:

1. Что изучает материаловедение?

2.Что называют волокном?

3. На какие два класса делятся текстильные волокна?

4. Какие волокна относятся к натуральным волокнам растительного происхождения?

5. Что вы знаете о хлопке?

6. Что вы знаете о льне?

7. Из чего состоит ткань?

8. По каким признакам определяют нити основы в ткани?

9. Каковы особенности полотняного переплетения нитей в ткани?

10. Назовите ткани по способу отделки?
III Изучение нового материала

Задача нашего урока состоит в том, чтобы ознакомить учащихся со свойствами натуральных волокон, научить, как правильно подбирать ткани к швейным изделиям, как с этими тканями обращаться в процессе изготовления. Для правильного и рационального использования материалов швейного производства необходимо знать, какими свойствами они обладают, и уметь определять эти свойства. Основные свойства тканей: механические, физические, технологические.

К физико-механическим свойствам относятся: прочность, сминаемость.

Гигиенические свойства: гигроскопичность, воздухопроницаемость, теплозащитность.

Гигроскопичность - свойство ткани впитывать влагу из окружающей среды.

Воздухопроницаемость - способность ткани пропускать воздух.

Технологические свойства: осыпаемость, усадка.

Волокнистый состав тканей определяется их свойствами.
Положительные свойства хлопчатобумажных тканей:


  • хорошие гигиенические и теплозащитные свойства;

  • прочность;

  • светостойкость;

  • хороший внешний вид;

  • удобность в носке;

  • при намокании волокна хлопка набухают и увеличивают прочность.

Недостатки хлопчатобумажных тканей:


  • сильная сминаемость;

  • ткани теряют красивый внешний вид при носке;

  • небольшая стойкость к истиранию;

  • малая носкость.

Положительные свойства льняных тканей:


  • высокая гигроскопичность;

  • средняя воздухопроницаемость;

  • высокая носкость;

Недостатки льняных тканей:


  • сильная сминаемость;

  • малая драпируемость;

  • жесткость;

  • большая усадка;

IV Закрепление материала .

Проводится при помощи фронтальной лабораторно-практической работой. Учащиеся получают по два пронумерованных образца хлопчатобумажной и льняной тканей. Раскладывают перед собой, сравнивают образцы и записывают свои наблюдения в форме отчета в рабочую тетрадь. Затем определяют вид ткани каждого образца и записывают в рабочую тетрадь, какой образец хлопчатобумажной, а какой льняной. Сданные отчеты учитель проверяет и ставит оценки.


V Подведение итогов урока.

Учитель анализирует урок, делает необходимые замечания, комментирует часто встречающиеся ошибки, пути их исправления, объявляет оценки за рок.


Домашнее задание: составить самостоятельно коллекцию образцов из хлопчатобумажных и льняных тканей, повторить свойства этих тканей. Стр.(5-8) учебник В.Д. Симоненко.

Цели:

  • систематизировать и дополнить знания учащихся о натуральных волокнах растительного происхождения;
  • научить различать волокна по своему составу;
  • воспитывать эстетический вкус, внимательность;
  • укрепить межпредметные связи (литература, история, ботаника, география, музыка);
  • прививать навыки аккуратности.

Задачи:

  • Образовательная – расширить кругозор учащихся; познакомить с получением и структурой хлопчатобумажных и льняных тканей; познакомить с историей получения тканей.
  • Развивающая – развивать мыслительные способности, умение сравнивать и делать выводы.
  • Воспитательная – способствовать развитию интереса к предмету.
  • Практическая – научить определять вид ткани по признакам.

Методы обучения: беседа, рассказ (сопровождение презентацией), наглядно-иллюстративные, обобщение и закрепление полученных знаний; самостоятельная (практическая работа), наблюдение, самостоятельная работа учащихся.

Объект труда: волокна хлопка и льна, хлопчатобумажные и льняные ткани.

Оборудование и материалы: коллекции получения хлопчатобумажных и льняных тканей, образцы тканей, проектор, экран, игла, клей, ножницы, лупа, форма отчета, карточки задания с практической работой, кроссворд.

Тип урока: Комбинированный.

Формы работы: Фронтальная, групповая.

Ход урока

1. Организация урока . Проверка готовности учащихся к уроку. Отметить отсутствующих.

Тема: “Классификация текстильных волокон. Краткие сведения о хлопке и льне. Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей ”. Слайд №1

2. Изучение нового материала.

Как вы думаете? Как называется наука о материалах какой-либо области производства.

(Подсказка на доске. Материаловедение.)

Швейное материаловедение – это наука изучающая строение и свойства материалов используемых для изготовления швейных изделий. Слайд №2

Волокно – тонкие, гибкие, прочные нити, длинна которых в несколько раз превышает их поперечный размер. Слайд №3

Текстильные волокна – волокна, которые используют для изготовления пряжи, ниток, тканей и других текстильных изделий, классифицируются на две группы натуральные и химические. Рассмотрим их подробнее.

Ребята записывают таблицу “Классификация текстильных волокон” в тетрадь. Слайд №4

В 5 классе мы ознакомимся с натуральными волокнами растительного происхождения и тканями из них.

Волокна растительного происхождения делятся на две группы: лубяные (вырабатывали из стеблей растений) и семенные. Слайд №5

С древнейших времён и до конца XIX века единственным сырьём для получения текстильных материалов служили натуральные волокна дикорастущих растений. Волокна вырабатывали из стеблей растений, их называли – лубяными. Во многих литературных произведениях можно найти подтверждение этого факта. Давайте вспомним...

Поиграем, отгадаем... Слайд №6

1. В каком произведении девочка спасла своих братьев от злых чар колдуна с помощью рубашки-кольчуги выполненной из растительного материала?

2. Как называется этот материал?

3. К какой группе волокон растительного происхождения он относятся?

Да, правильно – крапива.

Что же это за растение? Давайте узнаем о нем чуть больше. Слайд №7

В наше время трудно поверить, что такой распространенный сорняк, как крапива, в далеком прошлом использовался в качестве прядильного растения. Мало того, из крапивного волокна шили не только добротную одежду самого различного назначения, но и прочные паруса для рыбацких судов.

Из волокон крапивы вили не боящиеся влаги и солнечного света веревки и канаты, а также плели служившие исправно не один десяток лет рыболовные сети.

Есть в нашей местности ещё одно растение, растущее на пустырях и гарях, - кипрей узколистый, называемый в народе или иван-чаем. Слайд №8

Довольно часто используют и другое волокнистое растение, растущее на пустырях и гарях, - кипрей узколистый, называемый в народе иван-чаем. С заготовленных осенью стеблей иван-чая осторожно снимают кожицу, разделяют ее на волокна, сушат и убирают на хранение. Часть заготовленного материала окрашивают отваром собранного на болоте ржавого мха, содержащего оксид железа, в черный цвет. Чтобы придать волокнам глянец, в красящий раствор добавляют рыбий жир.

В былые времена из волокон иван-чая вили веревки, изготовляли рогожки, конскую упряжь, мешковину и многое другое. В народе растение нередко называли дикой коноплей. Этим подчеркивалось сходство его волокон с волокнами конопли, возделываемой на территории нашей страны с IХ века, называемыми пенькой. Слайд №9

Действительно, в наше время пенька незаменима при изготовлении морских канатов, парусины, брезента, пожарных рукавов. Но из-за наркотических веществ, содержащихся в растении, конопля попала в опалу. В нашей стране конопля выращивалась в промышленных размерах, на ВДНХ даже есть композиция фонтана "Дружба народов" представляет собой стоящих по кругу 16 фигур девушек, символизирующих республики СССР. В центре - золотой сноп из пшеницы, подсолнечника и конопли. Именно этими культурами богата наша страна. Слайд №10

На уроке мы изучим два вида растений, которые наиболее часто используют для производства одежды. Отгадайте, что за растение? Слайд №11

Голубой глазок, золотой стебелёк,
Скромный на вид, на весь мир знаменит,
Кормит, одевает и дом украшает.

Выступление ученицы: Сообщение – лён. Слайд №12

Лён – это однолетнее травянистое растение, дающее волокно того же названия. Существует три вида льна лён-долгунец, лён-кудряш, лён-межеумок. Для получения волокон выращивают лён-долгунец. Стебель его прямой, высотой до 1 метра и диаметром 3-5 мм. Будучи самым прочным растительным волокном, лен идет на изготовление тентов, скатертей, постельного белья и одежды. Это длинное, шелковистое волокно часто обесцвечивают до белого цвета, так как лен плохо поддается окрашиванию. Высококачественный лен имеет гладкую и блестящую структуру и волокна длиной до 60 см. Льняной очес - короткое, рваное волокно, которое часто смешивают с другими волокнами. А ещё из семян льна получают льняное масло.

Просмотр клипа: Ансамбль “Гостья” - ЛЁН Слайд №13

Последовательность переработки льна: Слайд №14

  1. Сбор льна и обмолот.
  2. Вымачивание.
  3. Сушка.
  4. Мытьё, трепание.
  5. Чесание.
  6. Получение ленты и ровницы.
  7. Прядение.
  8. Ткачество.
  9. Отделка.

Свойства льна: Слайд №15

  • цвет волокон льна, от светло-серого до тёмно-серого;
  • лён обладает характерным блеском, так как его волокна
  • имеют гладкую поверхность;
  • нити по толщине не равномерны;
  • вид обрыва нити в виде кисточки;
  • лён переносит больший нагрев утюга;
  • на ощупь волокна льна всегда прохладные, жёсткие;
  • у льна большая гигроскопичность;
  • горит лён ярко – жёлтым пламенем, образуя серый пепел;
  • во время горения ощущается запах жжёной бумаги.

Преимущества и недостатки льняных тканей: Слайд №16

Физкультминутка: на уроке очень важно, чтобы ребята не уставали, поэтому проводим физкультминутку. Одна девочка выходит в центр, чтобы показывать упражнения, а остальные на местах. Физкультминутка с сайта infourok.ru Слайд №17

Пора узнать о втором виде растения, которое является незаменимым в текстильном производстве. Попробуем отгадать, как оно называется? Слайд №18

В высоком дворце
Маленькие ларцы.
Кто их открывает,
Белое золото добывает... (Правильно, хлопок).

Хлопок - волокно, покрывающее семена растения хлопчатника. Поэтому его называют семенным волокном. Давайте узнаем: откуда берётся хлопок? Слайд №19

Хлопок - это пушистое волокно, которое окутывает семена хлопчатника. Существует множество видов хлопкового волокна: гладкий, блестящий, жесткий, грубый и мягкий - они все имеют разные оттенки цвета: от чисто белого, до темно зеленого и синеватого. Хлопок был найден и в Азии и в Америке и культивировался с незапамятных времен. Из-за большого разнообразия видов хлопка, из него можно получить любые нити. Если его спрясть вручную, то получится замечательная пряжа для вязания и ткачества. Он может быть достаточно мягким для детской одежды и достаточно прочным для хозяйственных целей. Кроме того, хлопок - хороший абсорбент и его очень приятно носить в жаркую погоду.

Процесс выращивания хлопка:

Хлопчатник любит тёплый сухой климат, но требует много влаги для корней. Поэтому его выращивают в среднеазиатских республиках на поливных полях, а также в Казахстане. Слайд №20-24

Последовательность переработки хлопка: Слайд №25

  1. Сбор хлопка-сырца.
  2. Сушка.
  3. Очистка от примесей.
  4. Причёсывание.
  5. Изготовление ленты хлопка.
  6. Изготовление ровницы.
  7. Прядение.
  8. Ткачество.
  9. Отделочное производство.

Свойства хлопка: Слайд №26

  • цвет хлопка белый или кремовый;
  • волокна хлопка не имеют блеска;
  • поверхность ткани хлопка шероховатая;
  • нить в ткани равномерная по толщине, пушистая;
  • обрыв нити в виде ватки;
  • на ощупь волокна мягкие, тепловатые;
  • под действием солнечного света хлопок постепенно теряет свою прочность;
  • волокна хлопка горят ярко-жёлтым пламенем, образуя серый пепел;
  • во время горения ощущается запах жжёной бумаги;
  • хлопок обладает высокой гигроскопичностью (быстро впитывает влагу и быстро высыхает);
  • хлопок широко применяют в производстве тканей, трикотажных изделий, швейных ниток и т.д.

Преимущества и недостатки тканей из хлопка : Слайд №27

“+”
  • отличные гигиенические свойства (хорошо впитывает влагу, воздухопроницаем, приятен на ощупь);
  • высокая прочность;
  • достаточная устойчивость к растяжению и изгибам;
  • устойчивость к многократным стиркам и глажению;
  • ткань хорошо настилается, не смещается и легко поддается резанию;
  • низкая осыпаемость срезов;
  • незначительное раздвигание в швах.
“-”
  • не имеет формоустойчивости;
  • устойчивость к истиранию меньше, чем у синтетических тканей;
  • практически не греет. Теплозащитные свойства ткани из хлопка могут быть увеличены благодаря ворсованию (например, байка);
  • высокая сминаемость;
  • дает большую усадку при стрике;
  • специальная обработка (облагораживание) делает хлопок менее сминаемым и безусадочным.

3. Выполнение практической работы: “Знакомство с натуральными волокнами растительного происхождения. Слайд №28, Приложение №1

Практическая работа: “Определение хлопчатобумажной и льняной ткани”. Слайд №29

Для учащихся быстро справившихся с практической работой выдаётся кроссворд. Приложение №2

4. Домашнее задание . Оформить на формате А4 коллекции хлопчатобумажных и льняных тканей и подписывают их название.

5. Подведение итогов урока (рефлексия). Слайд №30

Да Нет Вопрос
1. Для хлопчатобумажных тканей сырьем являются стебли растения?
2. Хлопок выращивают в странах с холодным климатом?
3. Хлопчатобумажные ткани используют для изготовления летней одежды?
4. На ощупь волокна льна мягкие и тёплые?
5. Волокно – это тонкие, гибкие, прочные нити, длинна которых в несколько раз превышает их поперечный размер.
6. Волокна растительного происхождения, горят ярко – жёлтым пламенем, образуя серый пепел?
7. Льняная ткань имеет блестящую поверхность?
8. Обрыв нити в виде кисточки характерен для хлопковой нити?
9. “Кудряш” - это сорт льна?

Загадки: Слайд №31

Ставится оценка за работу на уроке: оценивается правильность выполнения практической работы, аккуратность оформления таблицы и коллекции тканей, устные ответы учащихся.

«Органическая шерсть» - Рост 86, 1-2 года Штанишки. Ланолин - животный жир, превосходное смягчающее вещество. Рост 50, 0-3 мес. Одежда Organic & Natural ™ Baby. Рост 86, 1-2 года Рост 98, 2-3 года Рост 110, 3-4 года. Конверт для автокресла. Одеяло. Одежда Organic & Natural ™ Baby из органической шерсти: Нежная и мягкая.

«Натуральные волокна» - Первичная обработка хлопка. Предварительная очистка. В прядильном цехе из ровницы вытягивают и скручивают нити. Сбор хлопка-сырца с полей. Ткацкое производство. Схема ткацкого станка. ПРЯЖА – тонкая нить, полученная путем скручивания волокон. Получают пряжу. Получают ВОЛОКНО ХЛОПКА. Закончи предложение:

«Природные и химические волокна» - Экологические проблемы. Зависимость свойств волокон от их строения. Волокна природные. Соревнование природы и химии. Минеральное волокно. Волокна в современном мире. Свойства синтетических волокон. Хлопок. Конопля. Коллекция изделий из синтетических волокон. Классификация волокон. Пастижер. Волокна, подаренные природой.

«Экспертиза текстильных товаров» - Строение тканей. Определение природы волокон сжиганием. Ткани из льняных волокон. Хлопчатобумажные ткани. Определение природы волокон. Потребительские свойства ткани. Химические методы распознавания волокон. Органолептические методы распознавания волокон. Экспертиза текстильных товаров. Распознавание химических волокон.

«Натуральные волокна растительного происхождения» - Воздействие различных факторов на лен и хлопок. Швейное материаловедение. Отделка тканей. Виды переплетений. Ткань, снятая с ткацкого станка. Материаловедение. Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей. Хлопчатник и волокна хлопчатника. Первичная обработка хлопка. Производство ткани. Процесс получения ткани.

«Шерстяная ткань» - Свойства шерстяных волокон: блеск - нерезкий, упругость - большая, извитость - сильная. Тонкая шерсть состоит из тонких, извитых, равномерных по толщине и длине пуховых волокон. Кашемирская коза. Лама – южноамериканское животное, близкий родственник верблюда. Шерсть верблюда мягкая и долговечная. Шерсть "мерино" получают от овец мериносовых пород.