Когда новорожденный начинает говорить первые слова. Когда ребенок должен сказать первое слово

Если ребёнку уже 15 месяцев, а первое слово так и не прозвучало, это тревожный сигнал.

Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Всё дело в том, что детская речь возникает Baby milestone: Talking гораздо раньше, чем звучит осознанное «мама» или «дай».

Первая форма общения - это плач. Родители знают, что он различается в зависимости от того, что хочет донести ребёнок. Например, пронзительный вопль, скорее всего, означает, что младенцу требуется пища, а кряхтящее хныканье - что пора сменить подгузник.

Звуки, похожие на настоящие слова, появляются в возрасте 4–6 месяцев. К этому времени совершенствуется речевой аппарат и ребёнок начинает экспериментировать, открывая и закрывая рот, вдыхая и выдыхая, двигая языком, меняя форму губ. Так появляется When Do Babies Start Talking? младенческий лепет: «а-ба-ба», «агу» или даже «мама».

Но относиться серьёзно к таким первым словам не стоит: это случайность. Ребёнок ещё не связывает своё «мама», «баба» или «дай» с конкретными людьми или действиями.

Если человек уверяет, что его ребёнок заговорил в 7–9 месяцев, он либо заблуждается, либо выдаёт желаемое за действительное.

Первое осмысленное слово появляется Онтогенез речевого развития в возрасте между 11 и 12 месяцам. И далее процесс идёт лавинообразно. Уже к году ребёнок обычно знает и произносит не одно, а от 2 до 20 слов: «мама», «папа», «баба», «дай» и порой исковерканные, но тем не менее понятные «ту-ту» (поезд), «бух» (падать) или «ам» (есть).

Собственно, год можно считать той самой границей, после которой возникает уверенная речь. Конечно, дети разные: кто-то начинает болтать в 11 месяцев, а кто-то помалкивает до года с хвостиком (лепет не в счёт). Но есть важная временная точка. Если ребёнок не произносит Your Child Talking Timeline ни одного осознанного слова к 15 месяцам, необходимо обязательно проконсультироваться с педиатром. Возможно, ему придётся пройти дополнительные обследования, например проверить слух или посетить невропатолога.

Как понять, что у ребёнка проблемы с речью

Мама - самый главный эксперт по собственному малышу. Поэтому, если ей кажется, что у ребёнка есть сложности с произношением звуков или реакцией на услышанное, этого уже достаточно для разговора с врачом.

Но помимо «кажется» существуют объективные признаки речевых проблем. Они различаются в зависимости от возраста.

  • 3–4 месяца: ребёнок не лепечет, не экспериментирует со звуками.
  • 5–6 месяцев: не реагирует на неожиданные звуки, не поворачивает голову на зов, не смеётся.
  • 8–9 месяцев: не отзывается на собственное имя, лепет редкий и однообразный.
  • 12 месяцев: не произносит ни одного слова, даже «мама», «дай» или «на».
  • 13–18 месяцев: не показывает простые предметы на картинке или вокруг (например, не понимает вопроса «Где мячик?»), не имеет в лексиконе хотя бы шесть слов к возрасту 18 месяцев и не усваивает новые.

Ещё один тревожный симптом - потеря приобретённых языковых навыков. Например, если к 18 месяцам ребёнок употребляет «нормативные» шесть слов, но вы точно знаете, что всего пару месяцев назад их было больше 20, сообщите педиатру о таком регрессе.

Как помочь ребёнку заговорить

Лучший способ - создать все условия для общения. Вот три наиболее важные вещи, которые должен делать каждый родитель.

1. Разговаривайте

Не надо болтать без перерыва. Просто говорите с ребёнком, когда проводите время вместе.

  • Называйте вещи, которые держите в руках или протягиваете малышу: «Это мячик. А это машинка».
  • Описывайте, что вы делаете: «Сейчас мы надеваем штаны. А теперь - курточку. И отправляемся гулять!»
  • Поясняйте, что происходит вокруг: «У-у-у, какая громкая машина поехала!», «Кар! Это ворона каркает», «А вот у мамы звонит телефон».
  • Задавайте вопросы: «Слышишь, как нас папа зовёт? Побежали к нему!», «Твой зайчик, наверное, устал? Он хочет в кроватку?»
  • Пойте колыбельные.

2. Читайте вслух

Чтение показывает ребёнку, что существует много разных слов, учит составлять предложения, демонстрирует, как развивается действие. Это побуждает его к рассказу собственных историй, например о том, как играют друг с другом куклы, зачем спряталась машинка или почему ему не хочется есть ваш суп.

3. Слушайте

Будьте благодарны за рассказы: проявляйте заинтересованность, слушайте внимательно, смотрите в глаза. Сделайте так, чтобы ребёнок захотел говорить с вами о происходящем вокруг. Это станет для него стимулом использовать больше слов и складывать их в более сложные предложения.

В каком возрасте ребенок начинает говорить первые слова

Когда дети начинают говорить, впервые произносят осознанно слова, предложения, долгожданные «папа» и «мама» - это, безусловно, надолго откладывается в памяти счастливых родителей. Когда ребенок начинает говорить, когда ему становится понятна речь взрослых, во сколько месяцев звучат его первые слова - об этом наша статья.

В каком возрасте ребенок начинает говорить

Первые годы жизни ребенка - это период ярких событий его стремительного развития.

  • в 1 - 2 месяца агуканье - первые протяжные и гортанные гласные а, у, о;
  • в 2,5 - 5 месяцев гуление - вариации уже освоенных гласных с еще не звучавшими согласными «агу», «гы», «бу», «аву», сопровождающиеся визгом и смехом от того, что у него все получается;
  • в 6 месяцев лепет - это уже отдельные слоги «ма», «па», «на», которые ребенок начинает говорить, а еще радость узнавания знакомых лиц;
  • в 7 - 8 месяцев количество произносимых звуков значительно увеличивается, он подражает животным, например, «ав», «му», «ме» и начинает понимать, что ему говорят, выполняет просьбы «дай ручку», «возьми мячик»;
  • в 9 - 11 месяцев в обороте уже около 10 простых фраз: «дай», «ляля», «баба», «мяу»; а также пока неосознанное произнесение слов «мама», «папа»;
  • в 1 – 1,5 года уже в ходу сочетания из простых слов и обращение по «всей форме» к маме, папе, деду, бабе; словарный запас увеличивается до 30 слов и знакомы все зверушки из иллюстрированных книжек, на которых малыш показывает пальцем по просьбе взрослого;
  • в 2 - 3 года дети отвечают на несложные вопросы, выполняют просьбы, рассказывают простые стишки;
  • в 3 - 4 года можно сказать, что дети начинают разговаривать; потому что это уже хорошо понятное и активное общение со сверстниками и со взрослыми.

Только успевай ловить радостные моменты!

Важно отметить, что эта информация, отвечающая на вопрос «Во сколько дети начинают говорить?» является ориентировочной. Сравнивая, во сколько ваш малыш заговорил и совпало ли это с первыми словами по норме, помните, что каждый ребенок уникален и неповторим, не волнуйтесь понапрасну.

Если ваш малыш не разговаривает, но хорошо понимает, что говорят ему, с интересом слушает вас, эмоционально реагирует на вашу речь, беспокоиться не стоит.

Почему ребенок долго не начинает говорить

Поводом для беспокойства в ожидании того, когда кроха заговорит, могут быть следующие моменты:

  • в 4 месяца не гулит, не реагирует на обращение близких, физически пассивен;
  • в 9 месяцев не проявляет интереса к ярким музыкальным игрушкам и часто плачет;
  • в 1,5 года не говорит простыми словами, не знает, как его зовут, а также как называются окружающие его предметы;
  • в 2 года не может ответить на несложный вопрос, не пытается повторить за взрослым легкую фразу;
  • в 3 года не разговаривает простыми предложениями.

Это тревожные симптомы, поэтому визит к педиатру, неврологу, отоларингологу откладывать нельзя.

К причинам отклонений речевого развития относятся:

  • нарушение слуха;
  • нарушение зрения;
  • поражение головного мозга вследствие тяжелых заболеваний, травм, падений;
  • слабое развитие органов артикуляции.

Причинами также могут быть неблагоприятная атмосфера в семье, где частыми являются ссоры, где малыш обделен вниманием и предоставлен сам себе, где мало положительных эмоций. Установить настоящую причину отсутствия или нарушения речи поможет врач. Работая над проблемой сообща, вы обязательно ее решите и ваш малыш, пусть и с опозданием, обязательно научится говорить!

Много забот у родителей. Особенно, если в семье первенец и еще нет опыта. И вопросов много, самых разных.

Ответы на часто задаваемые родителями вопросы

Как дети начинают говорить?

Сначала неосознанно, когда произносимые звуки - это результат голосовых реакций при случайно возникающих позициях речевых органов. Постепенно различается и копируется интонация речи окружающих людей. Затем - сначала слоги, а потом простые слова скорее звукоподражательного характера.

Ну, и по нарастающей: простые слова, произнесенные пусть и не очень внятно, но уже со смыслом, обращения к близким людям, яркая интонация, рассказывание простых стишков, и, конечно, знаменитые «зачем» и «почему».

Во сколько начинают говорить девочки и мальчики, есть ли разница?

По статистике мальчики начинают разговаривать позже девочек, приблизительно к 2,5-3 годам. Хотя это тоже индивидуально.

Как понять, что ребенок скоро заговорит?

Если вашему малышу уже исполнилось 2 года и он произносит слоги, подражает звукам живой природы, если он активен, жизнерадостен, слышит живую человеческую речь и является участником общения между близкими людьми, то не сомневайтесь - он должен вот-вот заговорить.

Если семья двуязычная, как это влияет на то, когда ребенок должен начать говорить?

Дети очень восприимчивы к языкам. Причем в возрасте до 5 лет изучение второго языка дается совсем легко. Освоение двух сразу, может, и повлечет некоторую задержку речи, но незначительную и неявную.

Какие еще дети начинают говорить позже?

Позже могут начать говорить слишком эмоциональные детки, потому что слова не могут «поспеть» за эмоциями. Слишком спокойные, они же и молчаливые, - больше слушают, размышляют.

Малыши, которых взрослые понимают без слов, выполняя все их желания, тоже не спешат учиться разговаривать. Или те, которые всего добиваются криком.

Как можно помочь ребенку быстрее заговорить?

  • Развивать мелкую моторику: всевозможные пальчиковые игры, конструкторы, лепка, пересыпание ручками круп и макарон, поделки с шишками, нанизывание бус, шнуровка и прочее творчество.

  • Уменьшить гиперопеку и гиперконтроль. Разрешите малышу самому познавать окружающий мир, не запрещая, а поддерживая его.
  • Приглашать к общению: задавайте вопросы, читайте стишки вместе, например, «гуси-гуси, га-га-га», хвалите за успехи.

Общайтесь с душой

Рано начинают говорить дети, которым много читают, поют колыбельные, с которыми постоянно и неустанно разговаривают на языке души. Знаете, это как? С любовью, с теплотой, душевно. На такой посыл трудно отвечать молчанием.

  • Когда ребенок должен сказать первое слово
  • Как научить ребенка говорить «мама»
  • В каком возрасте что должен уметь делать ребенок?

Во сколько месяцев ребенок произносит первые слова

Процесс развития речи индивидуален для каждого отдельного малыша, однако существуют основные периоды формирования речи.

Свои первые звуки ребенок начинает издавать уже в возрасте двух месяцев. По этим звукам родители вполне могут определить состояние и настроение малыша. Со временем мамы приобретают навыки определять, когда плач ребенка означает, что тот хочет есть; когда его что-то беспокоит; а когда он просто требует внимания к своей персоне. Также маленькие дети могут издавать звуки, означающие радость, удовольствие и положительные эмоции.

В возрасте от полутора до трех месяцев ребенок уже начинает издавать такие звуки как гуление, агукание. Также в этом возрасте дети начинают реагировать на речь взрослых.

В четыре-пять месяцев малыши уже начинают лепетать. Первое слово ребенок обычно произносит в возрасте от восьми месяцев до года. Не всегда этим словом становится «мама». Ребенок произносит такое слово, которое наиболее удобно для него. Чаще всего это слово, обладающее одинаковыми слогами: «мама», «баба», «ляля»» и другие.

Можно отметить то, что очень часто дети, произнеся первое слово, начинают употреблять его при обращении к любому предмету или взрослому человеку. Это может продолжаться до тех пор, пока к ребенку не придет сознание того, что каждый объект имеет отдельное наименование. В годовалом возрасте ребенок уже должен знать около пяти-восьми слогов.

Дальнейшее развитие речи

Приблизительно к полутора годам маленькие дети начинают складывать простые слова в несложные фразы. Нередко такими фразами становятся «хочу есть», «дай пить» и тому подобные.

Следует отметить, что речевое развитие у девочек происходит гораздо быстрее и активнее, чем у мальчиков. Однако все дети в возрасте трех-четырех лет должны уметь говорить фразами и иметь в словарном запасе некоторое количество слов. Если же этого не происходит, то нужно обратиться к таким специалистам как логопед и невролог.

Родители должны способствовать развитию речи своего ребенка. Они должны научить малыша навыкам комментирования своих и чужих действий. Для этого мама малыша при слове «сядь» должна садиться сама. Очень хорошо дети воспринимают обучение словам в игровой форме. Если восьмимесячному ребенку нравится играть в «ладушки», то при просьбе кого-то из взрослых продемонстрировать это, малыш начинает активно хлопать в ладошки.

В русском языке существует множество потешек, которые также дают хороший эффект при обучении малыша речи. Нужно предлагать ребенку демонстрировать действия, описываемые в этих потешках. Взрослым нужно обращать больше внимания на обучение малыша к комментированию своих действий. Хороший эффект дает также запоминание названий предметов обихода и игрушек.

В мозг ребенка каждый день поступает новая информация. Иногда родителям может показаться, что процесс речевого развития зашел в тупик, но это не так. Со временем все дети проявляют свои знания в словесной форме.

Во сколько месяцев дети начинают говорить

Первым средством коммуникации новорожденного с родителями является плач. Малыш громко заявляет о себе и своих требованиях маме и папе, потому что иные способы общения он еще не освоил. Родители с нетерпением ждут первые осмысленные звуки речи своего чада. Во сколько дети начинают говорить, и о чем свидетельствует долгое молчание ребенка?

Формирование речевого аппарата

В первый годик жизни ребенок интенсивно растет и развивается, происходит адаптация к новому миру. Это очень ответственный этап в жизни маленького человечка, и родители должны помочь ему справиться со всеми трудностями данного периода. Малыш в рекордные сроки набирает массу тела, обзаводится зубками, приспосабливается к усвоению твердой пищи, начинает вставать и ходить. За год ребенок из крохотного беспомощного младенца превращается в человечка, который обладает почти всеми навыками и умениями взрослого человека.

Развитие речи – важный момент социализации ребенка, показатель правильного развития мозга и центральной нервной системы.

Речевой аппарат тесно связан со всем организмом маленького человечка, а не является какой-то автономно функционирующей его частью. Задержки в развитии речевого аппарата могут носить временный и патологический характер. Так, известно, что Эйнштейн заговорил в 4 года. Однако не нужно успокаивать себя и думать, что ваш молчаливый малыш – тоже маленький Эйнштейн: к году он должен произносить слова.

Свои первые звуки малыш начинает воспроизводить сразу после рождения. В это время он пользуется своим язычком и небом. Ребенок широко открывает ротик и кричит громко, как оперный певец: использует для этого еще и мышцы живота (поэтому младенцы могут накричать пупочную грыжу). Первыми звуками грудничка является гласные “а” и “у”.

Далее малютка, попавший в звуковую среду нашего мира, начинает различать интонационную окраску, обогащая свой плач гневными, жалобными или обиженными нотками. Так происходит формирование эмоциональной сферы маленького человечка, первый опыт социализации. Речевой аппарат формируется не сам по себе, а как следствие взаимодействия с окружающим миром (вспомните Маугли). Молчание вокруг грудничка, отсутствие коммуникации не способствует активному развитию младенца.

В возрасте одного месяца кроха уже узнает голос матери, осознает ее заботу и внимание – и начинает пускать пузыри! Это тоже способ привлечения внимания к себе и попытка коммуникации с окружающим миром. Вместе с пузырями появляется и звуковое сопровождение – “гу, агу”. Его речь больше похожа на мелодичное пение из гласных звуков.

Этот период очень показателен для развития речевого аппарата. Когда малютка начинает гулить, он готов осваивать новое звуковое пространство и воспроизводить звуки копированием. Мама должна всячески поощрять малыша на данном этапе становления речевого аппарата. Важно понимать: “гу” и “агу” – это первые слова младенца, доступные его несовершенному речевому аппарату.

Когда дети начинают разговаривать?

Многие специалисты точно указывают, в каком возрасте дети начинают говорить. Однако родители должны помнить, что это скорее усредненные данные. Каждый малыш индивидуален, растет и развивается в различных условиях, имеет свой темперамент. А потому начинает говорить в разные периоды.

Первое детское слово

Чаще всего свой опыт разговорной речи младенец начинает с привычного агуканья (агу) и гуления (гули). Мама различает у малыша покряхтывания, причмокивания, цоканья. Так ребёнок тренирует язычок и учится воспроизводить первые звуки.

Приблизительно к пяти-семи месяцам младенец уже может складывать звуки в слоги. Самые банальные это ам-ам, ап-ап, па, ма. Именно из них позднее складывается первое слово - дети начинают говорить «мама» и «папа». Тому есть самое банальное объяснение: подобные слова часто фигурируют в разговоре с малышом. Особенно когда родитель озвучивает каждое свое действие. К примеру, «мама сейчас покормит» или «пойдем с папой гулять».

Первые фразы

После того как малыш произнёс свое первое слово, начинается стремительное развитие его словарного запаса. Он тем больше, чем чаще и чётче разговаривает с крохой родитель. Как правило, уже в 10 месяцев младенец может говорить простые слова типа кися, ням-ням, дай, мама, папа, ав, топ-топ и др. Подобный словарный запас уже к полутора годам превращается в способность говорить короткими предложениями. Чаще малыши произносит что-то типа «Не дам, мое», «Иди топ-топ», «Даня писать» и др.

Если на этом этапе родительское окружение поддерживают кроху, разговаривает с ним увлечённо, то уже к возрасту 2 года дите начинает говорить точными, но короткими предложениями с окончаниями, предлогами, правильными падежами. К примеру, «Мама покормит», «Я спал», «Не хочу», «Машина едет».

Нормы развития разговорной речи у ребенка

Медики и специалисты дефектологии делят процесс развития речи у ребёнка на несколько этапов:

  • 1-2 месяца. В этом возрасте младенец учится различать речь родителей, реагировать на звуки и интонацию голоса. Начинает интенсивно улыбаться. Первые эмоции проявляет при помощи крика или плача. Именно они становится первыми предвестниками развития разговорной речи.
  • 3-4 месяца. В этом возрасте младенец уже способен произносить гласные звуки. Появляется способность гулить и агукать.
  • 5-6 месяцев. Из набора гласных и согласных звуков появляются первые слоги. Которые позднее складываются в простые слова типа мама, баба, папа.
  • 7-8 месяцев. Здесь ребёнок уже понемногу произносит свои первые связки гласных и согласных звуков, чётко напоминающее обычные слова. Такой «разговорчивый» малыш уже осознанно имитирует речь родителей.
  • 1 год. Кроха уже уверенно выговаривает первые простые слова типа кися, мама, пить, дай. Словарный запас постоянно расширяется. В этом возрасте дети начинают говорить свои четкие первые слова осознанно.
  • 1,5 года. Если родители регулярно чётко болтают с малышом, приблизительно к этому возрасту он уже умеет говорить простыми предложениями без склонений по падежам. Как правило, предложение состоит из действия-глагола плюс существительного-предмета или особы.
  • 2 года. В этом возрасте дети начинают говорить предложениями, которые свободно складываются из трёх и более слов. И именно на этом этапе кроха способен выполнить самые банальные бытовые просьбы. Тут в ходе развития речи малыш уже употребляет предлоги, приставки, правильные окончания.

А уже в 3 годикам ребёнок полноценно изъясняется фразами. При этом свободно использует с прилагательные, глаголы, предлоги, местоимения и наречия. При этом нечеткое или неправильное произношение некоторых звуков считается нормой. Специалисты утверждают, что ребёнок обязательно выговорит все звуки до 6 лет. Поэтому если малыш еще не произносит букву «р», не стоит паниковать.

Первые признаки расстройства и нарушения речи

О том, что развитие речевых навыков у малыша идёт неестественно, имеет отклонения, свидетельствуют некоторые нарушения. Мама, при тесном и полноценном общении с крохой, может обращать на них внимание. Выглядят признаки расстройства речи так:

  • Полное или частичное отсутствие реакции на обращение к малышу;
  • Позднее появление или агуканья, гуления или их полное отсутствие;
  • Молчание малыша до возраста один год;
  • Отсутствие фраз в речи ребенка после 2 лет;
  • Отсутствие зрительного контакта со взрослыми, нейтральная реакция на прикосновения или оклик.

Считается, что проблемы с речью возникают у малыша при патологиях неврологического характера, недоразвитии речевого аппарата или проблем с лор-органами. Признаками таких нарушений являются:

  • Отсутствие жевательных навыков при переходе на твёрдую пищу;
  • Нечленораздельная речь малыша;
  • Открытый рот крохи даже во время бодрствования;
  • Повышенное слюноотделение;
  • Затрудненное носовое дыхание;
  • Ночной и даже дневной храп.

Важно: Выявленные проблемы никогда не разрешаться самостоятельно. При одном или нескольких обозначенных симптомах родители должны обратиться с ребёнком к специалисту.

По каким причинам происходит задержка развития речи

Профессионалы выделяют две основные причины нарушения речевого развития у малышей – социальные и физиологические. К первым относят:

  • Отсутствие тесного и близкого общения с мамой и папой. Родители не осуществляют тактильного контакта с младенцем, не стараются разговаривать с ним.
  • Отсутствие развивающих занятий в играх с малышом. Всевозможные потешки, игры на развитие мелкой моторики стимулируют развитие речи.
  • Игнорирование родителями возможности разговора с малышом. Папа и мама не поддерживают диалог с младенцем, не стараются угадать его желания по жестам и дать им названия.
  • Разговор с малышом по принципу сюсюканья или слишком быстро, отрывисто. В этом случае кроха не понимает и не успевает уловить смысл сказанного.
  • Асоциальная среда, в которой растет малыш. Родители-алкоголики, родители-скандалисты и подобное провоцируют развитие психологической травмы у малыша. Та отображается в нежелании развиваться и говорить.
  • Регулярный чрезмерный шум. Особенно негативно влияют на речевые центры ребёнка слишком громкая музыка или разговорная речи из телевизора. Слова и фразы оттуда звучат отрывисто, что мешает малышу воспринять информацию должным образом.

К физиологическим причинам нарушения разговорной речи специалисты относят любые патологии медицинского характера. В том числе проблемы с лор-органами, родовые травмы, неврологический расстройства.

Зная, в каком возрасте дети начинают говорить, не стоит подгонять своего ребенка под установленные рамки, поскольку каждый кроха индивидуален.

Когда ребенок начинает говорить первые слова?

Ответ на вопрос о том, когда ребенок начинает говорить, индивидуален, так же как и предположения о том, когда он поползет, сядет или сделает первый шаг. Развитие речи – сугубо индивидуальный процесс, и зависит он от многих факторов. Если родители предугадывают малейшее желание малыша, не отпускают его с рук ни на мгновение, то, скорее всего, такое чудо заговорит достаточно поздно.

Когда появляются первые звуки?

Некоторые родители переживают из-за того, что их ребенок поздно начал говорить. В действительности любой малыш уже с рождения желает общаться. Сначала посредством крика, которым малыш сообщает о том, что проснулся или хочет кушать. Любая внимательная мама быстро поймет, что именно говорит ее сын или дочка. Первые звуки, похожие на речь, появляются уже к двум месяцам. Именно в этот момент важно разговаривать с ребенком, и уже к трем месяцам он будет отвечать вам на своем «тарабарском» языке. В такой «беседе» у малыша развиваются мышцы лица и тренируются органы дыхания. Больше разговаривайте с младенцем. Делайте это во время кормления, перед сном, в период бодрствования. Старайтесь следить за тем, чтобы ребенок видел ваше лицо, ведь он подсознательно запоминает вашу мимику, эмоции при произнесении тех или иных слов. Чем больше вы будете общаться с малышом на первом году жизни, тем быстрее он начнет разговаривать. Общение с папой также имеет большое значение. Постепенно у ребенка формируется доверие к окружающему миру, а значит, и желание его познать как можно быстрее.

Когда появляются первые слова?

Когда появляются первые предложения?

К полутора годам в активном лексиконе малыша появляется несколько сотен слов, и дети начинают складывать их в предложения. Когда ребенок начинает говорить, многие слова еще произносятся неверно, а некоторые и вовсе урезаются до одного слога. Тем не менее специалисты называют это словами. Поэтому не пугайтесь, когда вы считаете, что малыш должен уже произносить сотню слов, а вы едва насчитываете пару десятков. В этот период, когда ребенок начинает говорить, важно не исправлять ошибки малыша, а показывать ему правильную речь, общаться и играть с ним. И тогда очень скоро наступят дни, когда вы будете мечтать о том, чтобы он хоть минуточку помолчал.

Обсудим, во сколько дети обычно начинают говорить первые слоги и слова. Причины отставания в развитии

Рождение ребенка - важное событие в жизни каждого человека. В первые несколько месяцев новорожденный адаптируется к незнакомой среде, немаловажную роль в этот период играет общение и внимание родителей. Мама должна как можно чаще брать малыша на руки, обнимать, чтобы он чувствовал себя в безопасности. Уже в этом возрасте закладывается отношение ребенка к окружающему миру, он отлично осознает, что происходит вокруг, учится распознавать звуки.

В первые месяцы жизни малыш издает разные звуки, по ним мама может определить его настроение и состояние. Несмотря на то, что скорость овладевания речью в каждом отдельном случае отличается, весь процесс можно разделить на несколько периодов .

Во сколько дети начинают произносить первые слоги, агукать

Услышать первые «агу» от ребенка можно в период 1,5 - 3 мес., в этот период они нечленораздельно произносят звуки и слоги, реагируют на речь родителей. В 4-5 месяцев от малыша можно услышать однообразные односложные звуки «ме», «ба», «му», «па». В этот период рекомендуется с ним разговаривать, описывать окружающую обстановку и события, можно показывать падающие за окном листья и рассказывать, что происходит.

Первые слова

Первые двусложные слова малыш начинают говорить к восьмимесячному возрасту . Ребенок произносит наиболее удобные слова, это не обязательно «мама», первыми словами могут быть «ляля», «тата», «папа» и т. д. В первое время ребенок мамой может называть взрослых и все окружающие предметы, это будет продолжаться до тех пор, пока малыш не поймет, что каждый предмет имеет свое наименование. К одному году словарный запас состоит из 5-10 несложных слов.

Как развивается малыш, сколько должен весить ребенок в 6 месяцев?

В этой заметке читайте о том, сколько набирают дети к трем месяцам.

Ваш малыш пытается ползти? Узнайте, как ему помочь развить навык и создать безопасные условия.

Простые фразы

В полтора года малыш умеет строить простые фразы из коротких слов, например, «хочу есть», «дай пить» и т. д. Стоит отметить, что девочки начинают говорить быстрее, при наличии проблем рекомендуется показать ребенка логопеду.

Ребенок отлично запоминает часто используемые предметы и игрушки, все названия рекомендуется постоянно проговаривать вслух.

Простые предложения

К двум годам словарный запас ребенка состоит уже из 200 слов , ежедневно он запоминает до 10 слов, в основном существительных. В этот период взрослые должны следить за речью в присутствии малыша.

Ребенок учится соединять слова в простые предложения, в этот период рекомендуется разучивать с ним стишки и песенки.

Сложные осмысленные предложения

В период с 2 до 3 лет словарный запас расширяется до 300 слов , малыш начинает контролировать уровень громкости, постоянно меняя его. Он активно использует местоимения, предложения состоят из существительных, глаголов и наречий. К 3 годам речь усложняется, ребенок участвует в разговорах, меняют слова и тон голоса в зависимости от того, о чем и с кем он разговаривают. Большинство детей знают свое имя и возраст, их можно легко понять.

Какой режим дня ребенка в 3 месяца? Рекомендации педиатров по развитию новорожденного.

Причины отставания в речевом развитии

Многие родители волнуются, что малыш для своего возраста мало или плохо говорит, в данном случае необходимо учитывать, что скорость развития у всех разная. Основания для беспокойства появляются в том случае, если ребенок не говорит в трехлетнем возрасте . На это существует множество причин, проблемы со здоровьем при этом часто не играют никакой роли.

Основные причины отставания речевого развития:

  • плохо развитая моторика - так как между речью и моторикой существует прямая связь, рекомендуется делать массаж пальчиков, ребенок должен больше лепить и рисовать;
  • интернациональные семьи - в таких случаях малышу сложно определиться с языком, он может путаться в словах и понятиях, не говоря уже о составлении предложений;
  • дефицит внимания со стороны взрослых - малышу не с кем говорить и не за кем повторять;
  • сильная опека со стороны родителей , которые исполняют желания ребенка по первому его жесту, у малыша отпадает необходимость учиться говорить, так как он моментально получает все необходимое;
  • стресс - в семьях, где много ругаются, ребенок замыкается в себе и долго не говорит, так как у него отсутствует стремление к этому, первые предложения он начинает говорить только к 5 годам.

Доктор Комаровский о нормах и сроках


Ребенок учится быстро говорить в семьях, где с ним много общаются, где речь обращена именно к нему . Очень важно с первых месяцев рождения читать ему сказки, петь колыбельные.

Важно помнить, что на скорость речевого развития влияют самые разные факторы. Некоторые дети могут молчать до 1,9 года, а в 2 отлично выговаривать все буквы. При этом необходимо учитывать, что после продолжительного молчания малыш не будет говорить полноценными предложениями.

На этом этапе очень важно не давить на него, он не должен повторять за взрослыми все фразы, тем более не нужно заставлять его это делать.

Ребенка не следует сравнивать с его ровесниками и другими детьми, не нужно думать что он чем-то хуже них.

Следует учитывать, что если малыш не умеет говорить до трехлетнего возраста, дальше будет только сложнее. Он будет коверкать слова, использовать неправильные словоформы, что существенно затруднит общение.

При наличии проблем с речью в 3 года малыша рекомендуется показать специалисту, тест позволит определить уровень речевого развития .

С каждым месяцем младенец растет и взрослеет. В полгода происходит активное формирование слуховых, речевых и других психоэмоциональных навыков. Однако для полного понимания осмысленной речи, на этапе, когда ребенок начинает говорить, пройдет не один месяц.

Как правило, после первого «агу», «лепета» начнут закладывать основы развития речи и произношения первых слогов. Во сколько месяцев этот процесс начнется, не скажет даже педиатр. Зато с уверенностью можно сказать, что первое из предложений, которое заговорит младенец – это «мама». И здесь нет ничего удивительного, ведь взаимосвязь крохи заложена еще в период внутриутробного развития.

Развитие речи у ребенка

Спустя пару недель после рождения новорожденный издает только крик и плачь. Ближе к 6 месяцам у малютки развивается мозговая деятельность, он умеет выражать свои чувства и эмоции путем общения. Итак, давайте рассмотрим основные этапы развития речи ребенка по мере его взросления.

  • На 1 месяце малыш издает лишь громкий крик. Таким образом, он пытается привлечь к себе внимание. Такое выражение эмоций можно увидеть, когда он голоден, «наделал в подгузник» либо что-то беспокоит. Как только ему становится комфортно либо чувствует близость мамы, которая с ним нежно говорит, он сразу же перестает плакать.
  • На 2 месяце вместо привычного крика появляются интонации и гуление. По ним родителям несложно определить, что случилось с «карапузом» – если громко плачет, значит, полный подгузник или болит животик, а когда в комнате тихо, возможно рассматривает игрушки, концентрирует внимание на незнакомые предметы. Плачь, крик, смех, еще надолго задержаться в лексиконе ребенка и даже будут присутствовать, когда появиться осознанная речь.
  • К 3 месяцу дети начинают говорить согласные звуки. Он узнает маму и охотно идет с ней на общение. Из уст крохи можно услышать шипение и гуление букв: «г», «п», «м», « б», «а», «у».
  • В 5 месяцев малыш издает более осмысленные звуки в виде пения, меняется интонация голоса, пробует общаться с родителями. Во время разговора взрослых хорошо слышит их речь и обращения к нему, переключается на незнакомых людей, а также поворачивает голову в нужном направлении. В этом возрасте речевая активность ребёнка становиться более выраженной и громче.

В 6 месяцев дети становятся активными, они много двигаются по кроватке и полу, легко достают любимые игрушки, книжки. Умеют переворачиваться на спину и бочок, некоторые даже пытаются привстать на коленки. Кроме всех положительных моментов у родителей возникает вопрос, когда ребенок должен начать говорить, чтоб выразить свое эмоциональное недовольство или радость.

Произношение первых слогов

После 6 месяцев у детей начинается активная фаза совершенства артикуляционного аппарата. На смену агуканью и лепету приходят первые слоги. Проще всего малышу воспроизводить первое слово – «мама». В каком возрасте ребенок способен заговорить, не знают даже специалисты. В каждом случае все происходит индивидуально. Однако статистика указывает, что первый лепетный слог дети воспроизводят после 7-8 месяцев. Поначалу это слово для крохи ничего не значит, просто сочетание гласных и согласных звуков легче всего выговаривать. Ближе к году словарный запас увеличится до 10-12 слогов, что указывает на нормальное развитие речевого аппарата.


К концу первого года ребенок начинает пробовать комбинировать сочетание 2-3 предложений. На просьбу родителей откликается общением. Понимает что это его игрушки, знает, куда их нужно положить на место. Когда он в приподнятом настроении много разговаривает наедине, а при встрече незнакомца – зовет маму или папу.

Огромный поток информации малютка получает во время активных игр, ползания по комнате, таким образом, познавая окружающий мир. Речь малыша постоянно пополняется новыми фразами и двух словными предложениями. Ближе к 1,5 годам младенец понимает обращенную к нему речь, которую накапливает в свой словарный запас. Как проверит? Очень просто, попросите кроху о чем-то:

  • «Дай погремушку маме» – протягивает ручку, улыбаясь взаимностью.
  • «Где попугайчик» – начинает искать взглядом в клетке птичку.
  • «Достань куклу и мячик» – ползет к кроватке и достает узнаваемые предметы.

Умение понимать произнесенные первые слова и ответная реакция на действие – это одно из условий успешного овладения речевым навыкам.

Такие психологические тренинги очень важны для развития речи у детей. Главное, что должны понимать взрослые – это научить малыша говорить правильно и с интонацией.

Становление у детей осознанной речи

Формирование речи у детей и правильно оформленных предложений происходит поэтапно. Звуковую фонетику можно разделить на крик, плач, период «агу» и «гуления». Каких-либо правил, во сколько месяцев должен говорить кроха, по медицинским меркам нет. Каждый ребёнок путем общения с мамой получает необходимый перечень слов, которые в будущем станут фразами, состоящими из 2-3 словных предложений.

Малыш говорит первые слова

Первые осмысленные слова приходят к сознанию деток не сразу. Хотя говорить «мама» и «папа» ребенок способен в 6 месяцев, однако, значение этих однословных фраз не понимает. Поэтому не огорчайтесь, если 5-6 месячный малыш вместо ожидания долгожданного слова может сказать: «дай», «на-а-а», «бу-у-у» . Осознанно произносить желаемые «четыре буквы» ребенок начинает по достижению возраста 11-12 месяцев. От года до двух лет происходит время «лексического скачка». В этот период малыш усваивает столько фраз в день, сколько месяцем ранее не мог выучить за 7 дней.

Ребенок начинает говорить предложениями

Приблизительно с 1,5-2 лет привычный лепет малыша меняется фразовой речью – появляются словосочетания и простые фразы. С двух лет в словарном запасе крохи насчитывается около 50-100 слов, из которых он учится строить предложения. В это время очень важно прислушиваться к ребёнку, учить его правильно соединять согласные и гласные звуки. Таким образом, вы будете стимулировать к произношению, и уже совсем скоро услышите его первые слова.


К 3 годам лексикон достигает порядка 250-300 слов. В детской речи малютка использует не только имя существительные («что это», «кто это») но и глаголы, обозначающие конкретное действие («это мое», мячик Ани»). Сейчас ребенка интересует весь окружающий мир, поэтому он часто задает вопросительные вопросы: «почему?» «зачем?» «когда?». Он уже умеет хорошо связывать односложные предложения и говорить на языке понятном для взрослых. В 3-4 года малыши начинают усваивать грамматические формы и сложные конструкции речи. Они становиться полноценными собеседниками, используя осмысленные предложения и правильно согласованные фразы.

Причины задержки развития речи

Если кроха физически и психоэмоционально развит правильно, то к 2-3 годам он может говорить по нескольку новых слов в день. В среднем активный словарь 1,5 годовалого ребенка насчитывает порядка 8-10 слов в месяц. В основном это ударные слоги, например: «дай-ко» «дай-бу» , которые не поддаются грамматическим нормам русского языка. Однако бывают ситуации, когда дети запаздывают в развитии речи. Заботливые родители начинают обращаться к специалистам и народным целителям. Известный врач Комаровский связывает это явления с различными причинами. Это может быть стресс, недоразвитость голосовых связок, нарушения в работе головного мозга.


Также существует ряд других причин, которые помогут объяснить, почему ребенок поздно начинает говорить. К таковым Комаровский относит:

Внутренние факторы

  • Наследственная предрасположенность к различным заболеваниям, патологии, которые передаются детям генетическим путем.
  • Патологии ротовой полости – инфекционные, вирусные, грибковые, короткая уздечка языка.
  • Сопутствующие болезни, косвенно влияющие на речевое развитие – аутизм, эпилепсия, глухота, немота, эндокринные заболевания.
  • Осложнения, возникшие во время беременности или после родов.
  • От пола малыша – мальчик или девочка. Как правило, у девочек отсутствует запоздалое развитие речи (ЗРР), что нельзя сказать о мальчишках.
  • От состояния нервной системы и предрасположенности органов чувств.

Внешние факторы

  • Речевое развитие может запаздывать либо вовсе остановится в результате стрессовых ситуаций. Частые переезды с одного места в другое (если отец военнослужащий), бракоразводный процесс, (кто-то из родителей ушел из семьи), потеря кошки, собаки, и другие психологические травмы.
  • Когда в семье есть двое детишек и один из них начинает копировать речь другого, тот который меньше возрастом.
  • Если дома общаются на нескольких языках (русский, украинский, белорусский).
  • Отсутствие мотивации. Когда речь не является целью ребенка в самовыражении – это приводит к задержке разговорного темпа и общения в целом. Зачем учится говорить, если можно показать пальчиком и все сделают за тебя.

Как помочь ребенку начать говорить

Чтоб не возникло проблем с задержкой в речевом развитии, родители должны ребенку помочь начать говорить. Педиатры и логопеды рекомендуют заниматься со своим малышом с первых дней рождения. Даже когда он молчит и не хочет с Вами разговаривать, стимулируйте речь с помощью игр, пения колыбельной, массажа, путем развития мелкой моторики. Постоянные разговоры стимулируют освоение новых звуков, улучшают память. Помните, что речь нельзя унаследовать генетически, ее формирование проходит все стадии развития маленького человека.

На вопрос о том, в каком возрасте дети начинают произносить слова, до сих пор нет единственно верного ответа. Да, существуют некие «подогнанные» под единые рамки стандарты, по которым так или иначе развиваются все физически и психически здоровые дети. Но при этом имеющиеся усреднённые данные в действительности не отображают реальной картины полностью, поскольку развитие детей вообще и развитие детской речи слишком отличаются от статистической информации.

Так, есть дети, которые в 10-12 месяцев уже вполне сносно владеют активным словарем из 10-15 слов. Но также часты случаи, когда малыши в возрасте 2,5-3 лет продолжают хранить молчание, хотя всё прекрасно понимают и имеют нормальное психическое развитие.

Уже неоднократно публиковались отчёты психологов и логопедов, в которых они делали безуспешные попытки подсчитать, сколько конкретно и какие слова должны знать малыши в том или ином возрасте. Однако воз и ныне там – речь каждого ребёнка развивается по собственному сценарию, независимо от желаний и усилий мамы и папы, ближайшего окружения, психологов, медиков и логопедов.

Хотя справедливости ради следует отметить, что на развитие речи малышей (а также на то, со скольки лет или даже месяцев они начинают осознанно произносить слова) существенное влияние оказывают окружающая обстановка и условия, в которых дети проживают. Но об этом ниже.

Приблизительные этапы становления речи

  • В промежутке от 1 месяца до пяти здоровые младенцы учатся реагировать на обращенные к ним реплики взрослых, перестают плакать и пытаются сосредоточиться на образе взрослых. К 3 месяцам среди звуков, издаваемых грудничками, отчетливо проявляются согласные звуки. Кроме этого обычно к 3 месяцам малыши уже умеют «агугать» и «гулить». В 5 месяцев многие младенцы «поют» – произносят продолжительные «реплики» на своем «малышовом языке» со сменой интонации, громкости и даже некоторой эмоциональностью.
  • В возрасте 6 месяцев многие дети уже умеют произносить первые слоги: «ба», «па», «ма» и др. Конечно же, это ещё не слова, но уже явные предпосылки для них. В этот же период формируется правильная реакция на интонации, они учатся распознавать знакомые голоса.
  • Примерно в 8 месяцев формируется устойчивая речевая функция – малыши все чаще и охотнее лопочут, т. е. повторяют одинаковые слоги с четким пониманием того, о чем они говорят. Например, повторяя «ма-ма» или «па-па», малыш полостью осознает, что обращается к родителям. В личном словаре ребёнка увеличивается объём активно используемых звуков, букв и слогов. На этом этапе мальчики и девочки развиваются более-менее одинаково.
  • В промежутке между 9 и 12 месяцами происходит активное развитие словаря, появляются первые осознанно произносимые слова, причём не в качестве случайного набора звуков, а в качестве конкретного обращения. Например, мама, папа, баба, ляля и т. д. Кстати, «мама» – далеко не всегда первое слово малыша. В возрасте 9-12 месяцев дети уже достаточно хорошо понимают взрослых, сносно выполняют несложные указания и просьбы (поцеловать маму, погладить кису, выбросить бумажку в мусор).
  • Некоторым детям в возрасте 1 года, произнося простые слова и демонтируя простые жесты, удается объяснить взрослым свои желания, намерения или планы. Хотя, согласно среднестатистическим данным, более-менее сносно малыши начинают разговаривать примерно в 15-18 месяцев, когда их словарный запас, в некоторых случаях, увеличивается до 20-30 слов. Это совсем не означает, что в этот период наступает момент, когда ребёнок должен начать говорить в традиционном нашем понимании, но зачастую это случается именно в этот момент времени.

Конечно, в возрасте 1,5 лет речь ещё слишком невнятная, так что часто произносимые слова и фразы может разобрать только мама.

  • На 21 месяце жизни малыши начинают употреблять двухсложные предложения: «Мама, дай!», «Баба, иди!», «Тёма бай», «Мама, кушать» и т. д.
  • К 24 месяцам или 2 годам словарный запас «малышни» может состоять примерно из 50 слов. В возрасте 2 лет дети уже, как правило, умеют выполнять более сложные инструкции и просьбы («Отойди от телевизора и сядь в кресло!», «Убирай свои игрушки, пора идти спать» и др.). В этом периоде дети уже умеют идентифицировать себя в обществе, правильно употребляют местоимения и начинают проговаривать более сложные предложения, состоящие из 3-4 слов, начинают более охотно общаться со сверстниками, и при наличии такой возможности их речевое становление развивается семимильными шагами.
  • В 36 месяцев или к трем годам словарный запас полностью здоровых детей может состоять из 250-700 слов. Они знают числительные, предлоги и глаголы. В возрасте 3 лет дети хорошо понимают прочитанные им стихи и сказки, могут их пересказывать в той или иной степени близко к тексту, начинают задавать массу вопросов и даже пытаются самостоятельно на них отвечать.

Приведенная выше статистика – весьма условная и неоднозначная. В действительности же, на тот момент, когда ребёнок начинает говорить, имеет влияние масса других не менее важных факторов. Но, даже несмотря на это, примерно к 3-3,5 годам все здоровые дети уже должны уметь более-менее сносно изъясняться на родном языке таким образом, чтобы не только мама понимала, о чем говорит малыш, но и другие люди, в том числе сверстники.

Факторы, влияющие на развитие речи

  1. Психическое и физическое здоровье имеет если не определяющее значение в развитии детской речи, то одно из первых.
  2. Ближайшее окружение малыша также один из важнейших факторов, способствующих развитию речи. Так, например, не стоит ждать развития речи в рамках установленной нормы у малыша, рожденного в семье глухонемых родителей. В семьях, где малышу уделяется недостаточно внимания, там, где с ним не стремятся разговаривать или вербальные коммуникации сведены к минимуму, также наблюдается некоторое отставание от установленных норм.
  3. Психологическая обстановка в семье, где проживает ребёнок, имеет огромное значение. В домах, где постоянно наблюдается нестабильный эмоциональный фон, происходят частые конфликты, ребёнок переживает стрессовые ситуации (испуг, переезд, расставание с близким человеком и т. д.) возможны нарушения в речевом развитии и отставания от норм и стандартов.
  4. Личная заинтересованность и мотивация ребёнка – ещё один важный элемент, способствующий становлению речи или тормозящий её развитие. В семьях, где попытки произносить новые слова и фразы пресекаются излишней опекой, «угадыванием» желаний малыша, дети, как правило, не заинтересованы в скорейшем пополнении словарного запаса.

Важно понимать и учитывать, что момент, когда ребёнок начинает говорить – у каждого свой, со скольки лет малыш начинает произносить свои первые слова – личная особенность ребёнка, однако задержка речевого развития – это болезнь, диагностировать которую могут только специалисты: врачи, психологи и логопеды. Никак не мама или другие родственники, не имеющие необходимой квалификации.

Что ещё нужно знать родителям

Кроме условных стандартов развития деткой речи есть и иные обстоятельства, влияющие на то, во сколько лет заговорят малыши.

  1. Существует мнение, что девочки начинают разговаривать раньше, чем мальчики. Это объясняют особенностями развития нервной системы. Однако и эта норма имеет свои исключения, при которых мальчики начинают произносить слова и предложения в более раннем возрасте.
  2. В паре близнецов обычно один из малышей начинает разговаривать раньше, делает это более активно и охотно по сравнению со вторым. Такая ситуация – норма, она особенно характерна для семей, где близнецы – мальчики. У разнополых двойняшек или у близнецов-девочек такой особенности не отмечают.
  3. Заметить какие-либо нарушения в речевом развитии малыша от рождения до 8-9 месяцев практически невозможно. Точно также неравнодушным родителям очень сложно не заметить их в возрасте 3-3,5 лет.
  4. Нередки случаи, когда полностью здоровые дети в возрасте 4-5 лет по тем или иным причинам не желают осваивать родную речь. В подобных ситуациях все же не помешает своевременная консультация со специалистами, иначе слишком вероятны сложности в процессе социализации и обучения таких молчунов.
  5. Если специалисты диагностируют нарушения в речевом развитии ребёнка, занятия по их исправлению могут занять от нескольких месяцев до нескольких лет. Вовремя принятые меры позволят не столько повысить их эффективность, сколько исключить возможные осложнения.

Таким образом, очень важно знать, в каком возрасте дети произносят первые слова, но не менее важно понимать, что строгих рамок и четких границ не существует. Речевое развитие малыша будет проходить в рамках установленных норм, если он заговорит и в 10 месяцев, и в возрасте 3 лет.

Что делать, если ребенок в 2 года не говорит? Как реагировать родителям? Есть ли методики обучения, направленные на развитие речи? Когда ребенок говорит первое слово? К каким специалистам обращаться? Читайте об этом в нашей статье.

Во сколько начинают говорить дети?

Обычно к году малыши уверенно произносят простейшие слова: «дай», «мама», «баба», «папа». Это время, когда ребенок говорит свое первое слово, пусть даже неосознанно. К двум с половиной годам ребенок по идее должен не только пополнить свой словарный запас, но и научиться складывать из слов простые предложения: «Дай мишку!», «Пойдем гулять!», «Купи мячик!», «Дай ручку!» и т. п. Но что делать, если ребенок в 2 года не говорит вообще или произносит невнятные, понятные лишь маме звуки? Почему у малыша «во рту каша», когда ровесники его уже вовсю «щебечут?» Стоит ли говорить в этом случае о какой-то отсталости, или такая упорная молчаливость — лишь индивидуальная особенность? И главное — как научить малыша, достигшего двух-трехлетнего возраста, говорить?

Причины молчания

Причин, по которым ребенок в 2 года не говорит, много.

    Поражение слуха. Когда кроха не очень хорошо слышит, то, соответственно, он и речь окружающих будет воспринимать плохо. При более тяжелых случаях (вплоть до глухоты) малыш может не говорить вообще либо сильно искажать звуки и слова в целом.

    Наследственность. Если вы, к примеру, сами произнесли первые внятные слова поздно, то в том, что ребенок в 2 года не говорит, нет ничего странного. Хотя, если малыш и к трем годам не овладел простыми предложениями, стоит побеспокоиться и обследовать чадо.

    Ослабление организма. Недоношенность или серьезная болезнь, например, могут вызвать задержку созревания (развития) нервной системы и, следовательно, самой речи.

    Гипоксия.

    Травмы (в т. ч. и родовые).

    Сильная интоксикация.

  1. Перенесенная операция.

    Неправильное воспитание (например, излишняя опека, когда желания ребенка буквально предугадываются).

    Нарушения развития в целом.

Между родителями ходят слухи, что девочки якобы начинают ходить и говорить раньше, чем мальчики. На самом деле теория эта не имеет обоснованных подтверждений. Бывает, что ребенок не хочет говорить два, а то и три года, а потом его вдруг «прорывает» на цельные, правильно составленные предложения. Если малыш прекрасно понимает, что говорят ему родители и окружающие и при этом даже выполняет какие-то несложные инструкции («подойди», «возьми», «положи», «сядь» и т.д.), то беспокоиться, скорее всего, не о чем.

Активная речь может возникнуть внезапно

Если малыш и повторяет за вами слова, которые вы ему говорите, это совсем не означает, что он их действительно усваивает. Не мучайте, не заставляйте его произносить то, что вы хотите слышать. У некоторых деток подражание может носить отсроченный характер. Старайтесь вызывать малыша на разговор. Например, почаще задавайте своему чаду вопросы, не спешите исполнять желания (пусть он их озвучит). У детей свои собственные ритмы развития. Конечно, существуют так называемые «нормы», но об индивидуальности забывать нельзя. У кого-то позже показываются зубки, кто-то пропускает период ползания и сразу начинает бегать. Поэтому, если ребенок мало говорит, не впадайте в панику. Просто дайте крохе время. Не спешите. Не делайте за него то, что он мог бы сделать самостоятельно (надеть тапочек, или выпить молоко, или покушать). Не получается? Помогите. Но только так, чтобы было это ненавязчиво. Подтолкните своего кроху к самостоятельности.

А еще многие психологи советуют пореже включать телевизор, поскольку ваша речь практически сливается со звуками из телевизора, соответственно, ваше чадо воспринимает ваш голос как общий шум. Поэтому от родителей в большинстве случаев зависит, во сколько начинают говорить дети.

Какие специалисты могли бы помочь?

Если ребенок в два года не говорит, выясните причину молчания. Каких специалистов потребуется пройти? В первую очередь — педиатра. Он не только проведет общий осмотр, но и даст направления к узким детским специалистам: лору, логопеду, неврологу, психиатру.

Логопед, проведя тестирование, определит соответствие уровней речи и умственного развития. Для подтверждения или опровержения он, возможно, направит малыша на осмотр к психоневрологу.

Задача лора — проверить, есть ли взаимосвязь между задержкой речи и проблемами с артикуляционным аппаратом (к примеру, укороченная подъязычная уздечка) и слухом. Врач проведет осмотр ротовой полости, сделает аудиограмму.

Чем раньше выяснится проблема, тем проще с ней справиться. Но как быть, если малыш здоров и интеллектуально развит? Часть специалистов утверждают, что родителям стоит подождать лет до трех, поскольку это возраст, при котором происходит резкий скачок во всем развитии, и ребенок после долгого молчания может заговорить не просто отдельными фразами, а и целыми предложениями. Кстати, такие детки не только не отстают от сверстников в учебе, но иногда и превосходят их. Разумеется, если ребенок в 2 года не говорит, просто ждать этого чудесного скачка нельзя. Нужно помогать ему развиваться по простым и довольно увлекательным методикам.

Когда стоит начать учить своего малыша разговаривать?

Однозначно на этот вопрос не ответить. Собственно, процесс обучения, по сути, начинается еще в утробе. Доказано, что ребенок воспринимает звуки и реагирует на них, находясь еще в мамином животике. Он затихает, «прислушиваясь», когда женщина напевает песенку или, напротив, «воюет», когда она ругается. Психология — наука тонкая, и то,что заложено до рождения, обязательно проявится после. Активные занятия с малышом стоит начинать, когда малыш:

    пытается звуками (либо жестами) что-то объяснить;

    не просто все слышит, но и понимает речь;

    наедине с собой говорит белиберду, однако достаточно четко выговаривает практически все звуки.

Взаимосвязь между развитием речи и мелкой моторикой

До полугода ребенок увлеченно повторяет мимику мамы, которая с ним разговаривает. Однако месяцев с семи имитация эта ослабевает. Малыш активно изучает столь богатый внешний мир, и внимание его на родителях уже не так заострено.

Замечено, что речевое развитие проходит параллельно с развитием моторики. Особенное значение лежит в противопоставлении большого пальчика всем другим. Давайте крохе катать мячик, приучайте работать с пластилином, купите ему разноцветные деревянные бусы (покрупнее). К полутора годам начинайте осваивать уже более сложные манипуляции:

    застегивание замков и пуговичек;

    завязывание узлов;

    шнуровка (речь пока не об умении завязывать шнурки на ботиночках, учите малыша просовывать шнурки в небольшие отверстия) и т.д.

Движения левой руки отвечают за развитие правого полушария и наоборот. Очень полезны те совместные игры, в которых содержатся элементы сгибания пальчиков.

Критические периоды в развитии речевой функции

Врачи выделяют несколько периодов:

    Между первым и вторым годом в речевом развитии прослеживаются четкие предпосылки речи. Это время "лепетных" слов: «ля-ля», «ня-ня», «ла-ла», «ба-ба» и т. д. Уже в это время надо думать о том, как научить ребенка правильно говорить. Почаще просите кроху показать птичку, лошадку, коровку, собачку, кошечку и т. д. Побуждайте его к произношению (озвучиванию) действий. Идеальный пример для подражания — собственный. Учите кроху новым движениям: «сядь», «дай», «ложись», «возьми». Используйте игры, в которых действия производятся по команде взрослых: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Топ-топ» и т. п.

    В промежуток между 1,5 и 2,2 годами дети пытаются связывать два, а то и три слова. Что в таком возрасте обычно может сказать малыш? Например, такие фразы, как: «Де баба?», «Дай пи» и т. д. К этому возрасту ребенком усваиваются обобщенные понятия. Слово «нельзя», например, используется в разного рода ситуациях. Начинайте увеличивать количество и сужать значение понимаемых малышом слов: называйте детали одежды (шапочка, носочек, кофточка, колготки и т. п.), мебели, игрушек. Важно комментировать и применяемые действия: «возьми игрушку», «одеваем рубашечку», «застегиваем пуговичку» и т. д. Желательно любое действие малыша сопровождать обращением.

    К 2,6 годам словарный запас крохи начинает стремительный рост. Он уже сам спрашивает, показывая пальчиком на незнакомый предмет: «Это что?» Сложно сказать, во сколько начинают говорить дети. Если имеется в виду уже осознанная речь (не период подражания), то, пожалуй, именно в этом возрасте. Ребенок не выговаривает слова достаточно четко, часто коверкает их. А взрослые, пытаясь «спуститься до уровня» ребенка, тоже начинают коверкать свой разговор, затормаживая становление речи малыша. Действительно, для чего ребенку учиться произносить слова четко и правильно, если понимают и так? Помните: малыш должен слышать все слова в правильной подаче! Тогда к трем - трем с половиной годам он и сам будет говорить достаточно ладно. К этому возрасту слова будут изменяться по падежам и числам, а предложения станут более сложными. Однако и завышать требования нельзя, иначе ребенок просто замкнется. Кстати это одна из причин того, почему ребенок не говорит.

    Три года — время, когда ребенок переходит к контекстной речи. Здесь уже требуется согласованность внимания, памяти, анализа, речедвигательного аппарата. Рассогласованность работы ЦНС может вызвать упрямство и негативизм со стороны малыша. Система эта еще довольно ранима, поэтому на фоне стресса (даже небольшого) возможен так называемый мутизм и заикание. Кстати, срывы возможны и в 6-7 лет, когда приходит время начать развитие В это время ЦНС подвержена сильной нагрузке и находится на грани стресса.

    Если задержка речевого развития не связана с заболеваниями ЦНС...

    Если ребенок в 2 года не говорит, если он отказывается повторять за вами слова, если не обращается за помощью и решает свои детские проблемы самостоятельно, помощь в развитии речи однозначно нужна. Некоторые родители списывают такое поведение на упертость или раннюю самостоятельность и не слышат «первых звоночков». Игнорирование приводит к отставанию в речевом развитии. Это, в свою очередь, чревато усугублением упрямства и своеволия. Могут усилиться и истерические реакции. Если ребенок 2,5 года не говорит, а взрослые бесконечно пристают с просьбой «повтори», «скажи», можно дождаться еще и усиления негативизма. В итоге ваше чадо не только не захочет дублировать слова, но и замолчит вообще. Забудьте о таких просьбах. Хотя бы на время.

    Что делать?

    Во-первых, создайте условия, в которых ребенок вынужден будет общаться. Отличный вариант — игровые площадки, идеальный — детский садик. Дети там развиваются быстрее, поскольку не только вынуждены брать пример с уже вовсю общающихся сверстников, но и как-то изъявлять желания и потребности. Многие детки, молчавшие лет до трех, вдруг начинают «выдавать» такие сложные слова, как «бронетранспортер», «синхрофазотрон» и т. д. Кстати, зачастую они начинают говорить наедине с собой, напрочь отказываясь общаться со взрослыми.

    И обязательно занимайтесь. Развитие речи — процесс кропотливый, требующий упорства, режима, терпеливости. Приготовьтесь к тому, что занятиями с логопедом вы не ограничитесь.

    Обязанности родителей

    Занимайтесь с малышом. Но уроки превратите в игру. Произносите названия тех предметов, которые вы вместе увидите. Если малыш не повторяет их — не настаивайте, пусть обучение будет незаметным, ненавязчивым. Искренне радуйтесь, если ваше чадо произнесет новое слово. Хвалите его. Не предупреждайте все желания крохи, ставьте наводящие вопросы: «Какого цвета?», «Хочешь кушать?», «Что коровка делает?» Причем сложность ответов увеличивайте постепенно, начав с простого. Читайте малышу детские стишки, сказки, напевайте песенки. Причем обязательно воспроизводите звуки (мяукание, жужжание), поощряя попытки повторить только что произнесенное вами. Не сюсюкайте — слова должны произноситься правильно, четко. Комментируйте действия (и его, и свои). Научите кроху кривляться (растягивать губы, вытягивать их в трубочку, щелкать язычком), это отличная зарядка для артикуляционного аппарата. Если малыш выражает желания какими-то жестами, поправляйте его, озвучивая его желания в вопросительной форме: «Ты пить хочешь?», «Игрушка упала?» и т. п. Заведите дневник, в который вы будете вносить все изменения: новые звуки, Так будет проще проследить рост речевого развития.

    Говорящие игры для детей

    Это еще одна весомая монетка в копилочку. Такой вид занятий понравится детям, которые любят смотреть телевизор. Если ребенок в 2 года не говорит, подберите ему диски с такими играми. Обучение превратится в настоящее веселье!

    Игры разработаны с учетом характерных Здесь и развитие речи, и расширение кругозора в целом. Для каждого возраста — своя программа, которая так же делится по темам: звукопроизношение («Пожужжим», «Тик-так» и др.), развитие кругозора («Домашние животные», «Дикие животные», «Кто здесь сказал «му» и др.), развитие внимания, памяти, слуха («Загадки звуков», «В гостях у жучка», «Волшебник», «Фея» и др.), развитие дыхания (преимущественно игры с микрофоном: «Вертолет», «Пчелка», «Торт и свечи»), говорящий и даже совместное творчество (можно придумывать большие и маленькие истории, сравнивать, называть, повторять). Дети воспринимают такие занятия гораздо лучше, поскольку они действительно проходят в игровой форме. С одной стороны, не давят взрослые, с другой — малышу предоставлена самостоятельность (разумеется, под вашим присмотром, но ведь он об этом и не догадывается). Есть и которая в какой-то степени может заменить логопеда. Вся эта коллекция проходит под названием «Учимся говорить» для детей от 2 до 7 лет.

Первый год маленького ребенка - один из самых важных периодов в жизни. Первая улыбка, первые шаги, первые слова... Умение говорить значительно упрощает процесс общения с маленьким ребенком. Родителям становится понятно, чем вызвано недовольство малыша и чего он на самом деле хочет. Именно поэтому всех новоиспеченных родителей волнует вопрос о том, во сколько начинает говорить ребенок, когда должны появиться первые слова и что делать, если чадо длительное время не предпринимает попыток заговорить с окружающими. Каждому родителю очень важно знать ответы на поставленные вопросы. Каждые мама и папа должны четко знать, во сколько ребенок должен начать говорить, чтобы в случае наличия каких-либо отклонений своевременно обратиться к специалисту для решения проблем.

Особенности развития речи малыша

Говоря о развитии речи маленького ребенка, необходимо упомянуть о возникновении процесса общения как такового. Сразу после рождения и по истечении нескольких дней малыши крайне слабо реагируют на аудиальные раздражители. Молодые мамы еще в стенах роддома пытаются установить с крохой контакт посредством колыбельных и ласковых слов.

Научно доказано, что уже будучи в утробе матери, ребенок способен распознавать эмоциональную окраску звуков, различать голоса своих родителей. К слову сказать, именно поэтому многие врачи настоятельно рекомендуют во время беременности заниматься прослушиванием спокойной музыки, которая будет благоприятно влиять на центральную нервную систему малыша.

Только что появившийся на свет новорожденный ребенок отлично слышит и распознает звуки окружающего мира, однако ответную реакцию произвести не может.

Так во сколько дети начинают говорить слова и связные предложения? При нормальном развитии малыша становление речи происходит постепенно. К четырем годам ребенок обладает развитой, эмоционально насыщенной речью, в которой преобладают сложные предложения и длинные фразы.

Во сколько месяцев ребенок начинает говорить? Достижения малыша до 6 месяцев

Самой первой реакцией малыша на окружающие раздражители является крик. Стадия крика длится с момента рождения младенца до 6-8 недель жизни новорожденного. В полтора месяца ребенок начинает произносить свои первые звуки, агукать и гулить. Малыш произносит негромкие, певучие звуки и слоги. Наиболее часто встречаются гу, агу, ва. Стадия гуления считается важнейшим этапом, так как является началом становления коммуникации.

В возрасте 5-6 месяцев появляется такое явление, как детский лепет. "Словарный запас" малыша пополняется новыми слогами ба, па, ма, дя и т. д. Кроха неосознанно начинает соединять их в слова. Как правило, в это время лепет младенца сопровождается определенными интонациями. Помимо этого малыш во время своеобразного разговора с окружающими может улыбаться, смеяться и выражать другие эмоции посредством мимики.

Развитие речи в период от 6 до 12 месяцев

В период с 6 месяцев до одного года речь малыша претерпевает значительные изменения. С 6 до 10 месяцев ребенок начинает довольно четко повторять слоги по несколько раз. К запасу младенца добавляются новые звуки: к, и, э. Артикуляционный аппарат становится более совершенным.

За полтора-два месяца до наступления долгожданного "годовасия" малыш начинает совершенно осознанно произносить простейшие слова: мама, папа, баба, на, дай и т. д. К концу первого года жизни в запасе младенца имеется около двадцати слов. Все они состоят из одинаковых слогов. В этот период малыш начинает соотносить лепетные комплексы с существующими на самом деле словами.

Маленький ребенок понимает обращенные к нему слова. Он поддерживает эмоциональный контакт со взрослыми людьми через предметно-действенные средства. В этот период происходит активное пополнение пассивного словаря малыша. Стоит отметить, что если родители активно общаются с ребенком, малыш к концу первого года жизни приобретает навык произношения простейших фраз: "Мама, дай", "Папа, дай", "Баба, на" и т. д.

Развитие речи от года до двух

Дать точный ответ на вопрос о том, во сколько лет дети начинают говорить, нельзя. Все индивидуально. Но существуют среднестатистические показатели. В период от одного до двух лет происходит активное пополнение словарного запаса малыша. На данном этапе очень важно уделять младенцу достаточно времени, чтобы способствовать лучшему развитию коммуникативных способностей крохи.

Педагоги и специалисты в области раннего развития настоятельно рекомендуют в это время проводить с ребенком различные игры на развитие интонации, читать книги с крупными яркими картинками, проговаривать вслух название тех предметов и явлений, которые изображены. Детские книжки не только помогают значительно расширить словарный запас ребенка, но и обогатить эмоциональное восприятие младенца.

Очень важно во время чтения литературы, предназначенной для маленьких ребятишек, менять интонации в зависимости от сюжетных ситуаций, изображать животных, принимающих участие в развитии сказки, а также пробовать изменять голоса.

В период от одного года до полутора лет ребенок начинает произносить простые предложения, в состав которых входят существительное, глагол или прилагательное. Младенец начинает использовать различные предлоги. С полутора до двух лет кроха учится сам задавать вопросы и самостоятельно формулировать ответы на заданные ему вопросы.

Как развивается речь малыша после двух лет

После двух лет задача родителей заключается в регулярном проведении развивающих занятий с малышом, которые будут способствовать обогащению словарного запаса маленького ребенка. К этому возрасту лексикон крохи включает в себя порядка 200-300 слов.

Период от двух до трех лет крайне важен для любого малыша, поскольку именно в этом возрасте дети начинают посещать детский сад. Способность разговаривать значительно упрощает процесс коммуникации между ребенком и другими малышами, помогает установить контакт в кратчайшие сроки.

Игры для развития речи малыша

Новоиспеченных маму и папу волнует не только, во сколько лет дети начинают говорить, но и как способствовать развитию речевых способностей маленького ребенка. Процесс речевого развития будет происходить эффективнее, если он будет протекать в игровой форме. Специалисты рекомендуют использовать также детские песенки, потешки, считалочки. Очень важно вовлекать в процесс упражнения на развитие мелкой моторики.

На развитие детской речи положительно влияет подражание голосам животных, которое делает занятия с малышом интересными и увлекательными, а также благотворно влияет на усовершенствование артикуляционного аппарата маленького ребенка.

Как помочь ребенку

Главной задачей молодых родителей является создание благоприятного эмоционального фона для развития речи малыша. Помимо этого мама и папа, а также другие родственники должны регулярно общаться с маленьким ребенком, проводить ознакомление с окружающими явлениями посредством рассказов, песен, стихотворений.

Лучшему развитию речи крохи будут способствовать развивающие занятия. Однако стоит учитывать, что они должны носить регулярный характер.

Как правило, у большинства маленьких детей первым словом становится мама. Именно поэтому многих молодых мамочек интересует, во сколько дети начинают говорить мама. Первые попытки назвать самого дорого человека младенец предпринимает примерно в 7 месяцев. Однако это происходит неосознанно. Это слово является звукоподражанием. Если малыш начинает произносить слова мама и папа в контексте, это означает, что младенец овладел осознанной речью.

Чтобы ребенок быстрее начал называть маму осознанно, нужно разыгрывать различные ситуации. Например, прятать свое лицо за ладонями и спросить у крохи: "Где мама?" Затем нужно открыть лицо и сказать: "Вот мама!"

Нужно проговаривать свои действия:

  • "Мама готовит кушать".
  • "Мама варит суп".
  • "Мама одевает доченьку (сыночка)".
  • "Мама чистит носик".
  • "Мама гладит животик и т. д.".

Таким образом можно научить произносить слово мама, а затем и другие наименования предметов и явлений.

Причины задержки речевого развития

Бывают случаи, когда маленький ребенок ко второму году жизни не овладевает речью на достаточном уровне или и вовсе молчит. Причины задержки речевого развития малыша могут быть биологического и социального характера. Медицинские проблемы могут заключаться в наличии аномалий внутриутробного развития. Кроме того, причинами ЗРР могут стать родовые травмы, генетические отклонения, а также проблемы со слуховым анализатором и артикуляционным аппаратом.

Причины могут иметь и психологический аспект. Задержка в развитии речи может стать следствием двуязычия или недостатка свежих впечатлений и общения и эмоционального контакта со взрослыми, в особенности с родителями.

Стоит учитывать, что на развитие речи и скорость появления новых слов могут повлиять индивидуальные особенности характера малыша, а также его темперамент. Известно, что дети-флегматики начинают разговаривать несколько позже, чем детки такого же возраста, относящиеся холерикам или сангвиникам. В этом случае стоит внимательно понаблюдать за поведение малыша.

Если ребенок молчит

Если ребенок достиг двухлетнего возраста, а его словарный запас гораздо меньше двухсот слов или же малыш и вовсе не разговаривает с окружающими, необходимо обратиться к специалистам, неврологу и педиатру. Они проведут тщательный осмотр и назначат дополнительные исследования для выявления причины задержки речевого развития. Бить тревогу можно начинать и раньше, если ребенок своевременно не начал агукать, гулить или у него не появился лепет, а затем и первые слоги и слова. Стоит учитывать, что развитие каждого малыша сугубо индивидуально и отклонение в большую или меньшую сторону от среднестатистических показателей не является патологией и не требует медицинского вмешательства (при отсутствии заболеваний).

Вместо заключения

Теперь вы знаете, во сколько дети начинают говорить первые слова. Развитие речи малыша является важным этапом в жизни крохи. Способность говорить значительно упрощает процесс коммуникации взрослого и младенца, помогает родителям лучше понимать потребности своего ребенка. Именно поэтому новоиспеченных маму и папу очень волнует вопрос о том, во сколько дети начинают говорить первые слова и как происходит развитие речи у маленького ребенка.

Специалисты утверждают, что каждый ребенок индивидуален. Именно поэтому невозможно дать четкий ответ на вопрос о том, во сколько начинает говорить ребенок. Малыш произнесет первое слово только тогда, когда развитие его головного мозга достигнет достаточного уровня. По мнению специалистов, это происходит на 10-12-м месяце жизни малыша. Стоит отметить, что родителям нужно не только активно общаться со своим ребенком, но и создавать благоприятный эмоциональный фон для развития крохи. Изучение родителями вопросов о развитии речи малыша и понимание того, во сколько ребенок должен начать говорить, крайне важно.