Какой алкоголь пьют в японии. Не упасть в саке лицом: как правильно пить в Японии

, ,


Алкогольные напитки играют важную роль в японском обществе . Алкогольные вечеринки, которые обычно проводятся в ресторанах, являются обычным делом – ведь именно так в Японии практикуется усиление и социальных, и деловых связей. И, наверное, именно поэтому в Японии большое разнообразие алкогольных напитков.

Вот некоторые из самых популярных алкогольных напитков в Японии:

Happoshu («сверкающий алкоголь», также известный как пиво низкого солода) – это относительно недавнее изобретение японских пивоваренных компаний. У этого напитка схожий аромат с пивом и такое же содержание алкоголя, но оно сделано с меньшим количеством солода, и благодаря этому обладает более приятным вкусом.

«Третье пиво» (также известный как «Shin Janru» or «New Genre») – это совсем новое изобретение в японской промышленности пива. Это напиток подобный пиву, но не содержащий солод. Вместо солода рецептура этого напитка содержит горох, сою или пшеницу.

Рисовое вино (nihonshu или сакэ) – обычно за пределами Японии его называют (так же замечено, что «сакэ» — это общий японский термин для алкоголя). Готовят nihonshu или сакэ так: варят рис, белую почву koji конечно же в воде. Помимо главных марок, есть бесчисленные местные рисовые вина (jizake). Содержание алкоголя в них обычно приблизительно 10-20 %. Его пьют горячим и холодным. Перед употреблением, сакэ обычно фильтруют, но нефильтрованное сакэ (nigorizake) тоже очень популярно.

Shochu, Awamori – это напиток с содержанием алкоголя обычно между 20-40 процентами. Готовят его из риса, бататов, пшеницы или сахарной свеклы. Подается Shochu обычно смешанное с водой, со льдом, фруктовым соком или с чаем Oolong. Awamori отличается от Shochu тем, что его делают из длинного тайского риса (вместо мелкозернистого японского) и черной почвы koji, которая более привычна для Окинавы.

Chuhai – это фруктовые алкогольные напитки с содержанием алкоголя примерно 5-8 процентов . Обычные ароматы для Chuhai: лимон, японская слива, персик, грейпфрут, лайм и микан (апельсин с мандарином). Кроме того, есть много сезонных ароматов, которые постоянно обновляются. Одни из самых последних: зимняя груша, ананас, японская груша.

Сливовое вино (umeshu) – это вино сделано из японских слив, сахара с добавлением shochu или nihonshu. Его сладкий, фруктовый, подобный соку, аромат может понравиться даже тем, кто совсем не любит алкогольные напитки. Обычно сливовое вино делают дома, но в продаже оно тоже есть.

Вино – импортированные из Франции, Италии, Соединенных Штатов и Австралии красные,белые и игристые вина широкодоступны и получают популярность в Японии, особенно среди женщин. Кроме того в Японии существуют достаточно большое и растущее местное производство вина. Самая известная винная область производства в пределах Японии — .

Другие алкогольные напитки : виски, возможно, самый популярный западный ликер в Японии, так же очень известны джин и водка, которые обычно доступны в барах и ресторанах.

Можно приобрести в , винных магазинах и в торговых автоматах, которые перестают работать с 11 часов вечера. В Японии спиртные напитки разрешено употреблять с 20 лет .

Япония и Китай славятся своими чайными церемониями. Зеленый чай по праву считается национальным напитком обеих стран. Но не только он является традиционным. Есть и другие японские и китайские национальные напитки, которые пользуются большим спросом во всем мире. Зеленый чай на самом деле обрел высокую популярность во многих странах. Изначально он появился в Китае, и чуть позже Япония переняла его у своих соседей. Этому напитку уделяется много внимания после приема пищи. Его пьют не спеша, чтобы хорошо прочувствовать вкус. К нему не подают сладостей, так как считается, что они могут только испортить вкус чая. Когда первая кружка выпита, в нее наливают еще воды, так как считается, что вторая заварка гораздо вкуснее первой. Чайные церемонии, которые устраиваются в обеих странах, поистине красивое зрелище. Иногда они могут длиться часами в полном погружении в мудрости китайских философов. Саке по-другому называют рисовой водкой не совсем необоснованно, ведь крепость этого напитка не превышает 19 градусов. Ее получают из воды и риса, путем ферментации последнего. Существует много разновидностей саке, отличающихся по консистенции и крепости от 14 до 19 градусов, ведь в каждом уголке Японии его готовят по-своему. В зависимости от того, какие продукты добавляются помимо риса, вкус и цвет саке могут изменяться. Часто такая водка может иметь желтоватый цвет из-за лимона или вкус грибов, соевого соуса и даже сыра. Саке иногда могут добавлять в маринад, например в маринованный розовый имбирь. Сётю также японский алкогольный напиток. Его крепость составляет 25 градусов. Есть два основных вида сётю: коруй и оцуруй. При изготовлении этих видов первый по крепости не должен превышать 36 градусов, а второй – не более 45 градусов. В любом случае, чтобы напитки не были такими крепкими, их разбавляют. По своим вкусовым качествам сётю имеет множество вариаций: ячменный, фруктовый, рисовый, картофельный, сахарный и другие. Вкус может быть сладким, с горчинкой, слегка кисловатым. Сливовое вино как в Японии, так и в Китае находится в особом положении. Его изготавливают из особого сорта зеленых слив уме. Готовое вино имеет золотистый цвет, а чтобы придать ему красный или зеленый оттенок, вино настаивают на красных листьях периллы или на зеленом чае. Подают такое вино не как виноградное в прозрачном бокале, а в пиале на короткой ножке. А лед, добавленный в сливовое вино, способен помочь раскрыть его вкус, что считается недопустимым для виноградного. Вино из слив подают к суши и мясу, сочетают с десертами. Если говорить о китайских традиционных напитках, то в основном они характеризуются у них по цвету, как, например, байцзю и хуанцзю. Первый в переводе означает "белый спиртной напиток", а второй – "желтый спиртной напиток". Самая популярная разновидность байцзю "Маотай" по крепости может быть от 40 градусов до 60. Причем цена на него довольно высокая по сравнению с другими напитками. По сути своей это рисовая водка. Хуанцзю иначе называют желтым вином, которое готовится на основе риса или проса. На просвет оно прозрачное с янтарным оттенком. Его не только подают на стол в качестве напитка, но и добавляют при жарке рыбы и мяса. Некоторые сорта мяса даже специально вымачивают в этом вине, перед тем как положить на сковороду. Несмотря на огромное количество алкогольных напитков, на улицах Японии и Китая практически никогда нельзя увидеть нетрезвого человека, так как культура пития предполагает после большого количества выпитого покой и сон.

Сётю (shochu) - японский крепкий алкогольный напиток, получаемый методом дистилляции из специально приготовленного сырья. Сётю переводится как жженое вино. В отличие от сакэ (японского рисового вина), сётю очень мало известен российским потребителям, но, тем не менее, этот напиток является такой же неотъемлемой частью Японии, как и рисовое вино. Сётю бывает двух типов: «коруй» и «оцуруй»; у первого крепость должна быть не более 36% об., у второго – не более 45% об.

Сётю значительно моложе саке, но и его история насчитывает не менее пяти-шести веков. Первое летописное упоминание сётю относится к XVI веку. Считается, что традиция его приготовления и потребления пришла в Японию из Китая, и, впервые появившись на острове Окинава, уже оттуда, со временем, распространилась по всей стране.

Сам процесс производства японской водки Сётю в начальной стадии практически не отличается от традиционного способа производства Сакэ. Очищенный рис распаривают, потом после добавления солода «кодзи» (кодзи кин - род плесени) получают рисовый солод, а затем с помощью воды и специальной закваски Сётю делают спиртовые дрожжи. Уже к полученным спиртовым дрожжам добавляют воду и вкусоопределяющий ингредиент (сладкий батат - имо, рис, пшеница, гречиха, сахарный тростник и т.д.). Далее после процесса двойного брожения получают неочищенную брагу «мороми» с содержанием алкоголя порядка 17-18%, со вкусом и названием главного ингредиента (бататовая, рисовая, пшеничная и т.д.).

Следующая стадия приготовления Сётю – дистилляция. На этой стадии и идет основное отличие двух типов Сётю. Коруй сётю (нередко сокращается до косю) производится посредством многократной дистилляции первичного сырья в аппаратах непрерывного цикла или перегонных кубах, как у водки или зернового виски, таким образом после многократной перегонки получается довольно лёгкий и нейтральный напиток. В оцуруй сётю дистилляция производится однократно на перегонном аппарате типа «pot still», аналогично солодовому виски или коньяку. Напиток получается насыщенным и очень ароматным. Главное отличие двух типов сётю состоит вовсе не в содержании алкоголя, а в способе дистилляции.

Сётю – самый дешевый в Японии вид крепкого алкоголя. Около четверти всего объема производимого сётю разливается в пакеты или четырехлитровые пластиковые бутыли. В современной Японии существует свыше 3000 разновидностей сётю и около 600 ликеро-водочных заводов специализируются только на производстве сётю. Основные производители – «Такара», «Асахи», «Сантори», «Мэршен», «Санва Сюруи», «Хакуцуру».

Способов употребления великое множество, в зависимости от времени года и личных предпочтений: в чистом виде, с кипятком, со льдом, с водой, с пивом. Считается, что от хорошего сётю практически не бывает похмелья, так как в напитке мало примесей. Однако это не означает, что его можно употреблять без ограничений, как и любой алкоголь в больших количествах, сётю оказывает пагубное действие на внутренние органы.

(Из "Книги японских обыкновений" А.Н.Мещерякова)

Пья ный в соб ств ен ном авто моб иле:

без стра ха за вод ит ельс кие пра ва

К алкоголю японцы относятся вполне терпимо. Это вам не нынешняя белая Америка, где рассчитывающий на общественное признание человек на званом вечере не осмелится не то что пропустить рюмочку, но просто взять ее в руки. Если же он и не прочь «оттянуться», то сделает это потом, по возвращении домой. Нет, японцы здесь совершенно не двоедушны. Приезжая в Россию, они абсолютно не осуждают наших подгулявших молодцов, предъявляя к ним одно-единственное требование: не пить в рабочее время. Поэтому памятная поколению постарше антиалкогольная кампания Горбачева производила на них убийственное впечатление. Считается, что распитие алкогольных напитков — личное дело каждого. Желательно, чтобы наутро голова не болела. И не буянить! И с этим — уже довольно строго.

Современный индустриальный мир вообще-то с алкоголем потихонечку завязывает. Здесь и забота о здоровье, и всеобщая моторизация населения. Даже во Франции с Италией выпивать меньше стали. Тем не менее, они перепивают японцев больше чем вдвое. Зато у японцев все-таки пока положительная динамика выпивания.

В связи с этим и отношение к пьяным в самой Японии весьма терпимое. Несмотря на то, что на вечерних улицах города встречаешь немало крепко подвыпивших людей, вытрезвителей как таковых в этой стране не наблюдается. Правда, удалось мне узнать про одно исключение. В курортном городке Ондзюку власти, утомленные чересчур шумными отдыхающими решили так: если уж ты совсем на ногах не стоишь, забирать в полицейский участок. Там тебя снимут на видеокамеру и будут утром укоризненно демонстрировать вечернюю запись со словами: «Ну нельзя же в самом деле напиваться до такого свинячьего безобразия!» Но денег «за ночевку» не возьмут. Да и лишнее это — для японца хуже нет, чем смешным показаться. Так что такое наказание и без того считается строгим (про преступления и наказания — в последней главе).

Терпимы не только власти, но и среднестатистическое население. Правда, и алкоголь на японский организм все-таки другое впечатление производит. По преимуществу — сильно усыпляющее. Ну не тянет японца на подвиги, что ты тут поделаешь. Завтра на работу все-таки…

Один мой знакомый сдавал экзамены для поступления в очень известную фирму. Лицо у него устроено очень откровенно: всякому тут же видно, что выпить он совсем даже и не против. Не осталось это незамеченным и для его экзаменатора. И тут без всяких наводящих вопросов и околичностей он спросил: «Выпить любишь?» Мой знакомец отвечал честно и утвердительно. Дальше последовал еще один вопрос — на сей раз количественного свойства: «А сколько за один раз „поднять“ можешь?» Собравшись с силами и прикинув свои возможности на умственных счетах, экзаменуемый отвечал: «Под хорошую закуску литр сакэ усижу». Решение было принято незамедлительно: «Будешь у нас работать на селе».

Фирма торговала фотоаппаратами, а уж крестьянин «без разговору» под «это самое» никакой такой диковинки, конечно же, не купит. Было это довольно давно. Сейчас, наверное, знакомый мой поседел и компьютерами таким же манером торгует.

Сам я был свидетелем такой замечательной сцены. Поздняя полупустая электричка. Некий японский джентльмен мирно почитывает газетку. Рядом с ним — другой японец, находящийся, мягко говоря, «не в форме». Принять вертикальное положение — даже сидя — он не в состоянии. И потому с периодичностью в тридцать секунд валится на колени своего попутчика, подминая своим весом его колени и газетку, которой тот весьма увлечен.

Ваши действия, товарищ? Вариант первый, агрессивный: скандалить и пихаться. Вариант второй, миролюбивый: отсесть. Что же делает джентльмен? Находясь на прежнем месте, методично возвращает соседнее тело в исходное сидячее положение. Повторяю: с периодичностью в тридцать секунд. И не говоря ни одного худого слова.

Естественно спросить: а что же японцы из напитков уважают? Их нынешняя алкогольная культура стоит на трех китах: пиво, виски и сакэ. К вину (как сухому, так и крепленому) все-таки японцы не приучились. Почему-то входит оно в противоречие с местными вкусами.

Легко заметить, что первые два напитка были заимствованы японцами с Запада. Традиция пивоварения была взята прямиком из Германии, и потому японское пиво, которое они начали производить в 1873 году, действительно очень вкусное. Но без местной специфики все-таки не смогли обойтись — рис в пиво добавляют. Из 8 литров чистого алкоголя, приходящегося на каждую душу населения старше 15 лет, две трети приходится именно на пиво. Сортов много, больше 150, производителей — тоже, но главных все-таки всего три: «Саппоро» (в переводе не нуждается), «Асахи» («Утреннее солнце») и «Кирин» (животное такое из китайской сказки — нечто вроде единорога). И из всех мыслимых алкогольных напитков в Японии растет только потребление пива, обеспечивая общую положительную динамику алкогольной статистики. Довольно устойчиво — 3-5 процентов в год. И на его питии не сказываются никакие стагнации, спады потребления и иные экономические передряги.

Виски было занесено из Америки. Способ его употребления покажется нашему человеку, безусловно, странным. В стакан совершенно нормальной вместимости наливается на полпальца виски, весь же остальной объем заполняется содовой и льдом. Крепость такого, с позволения сказать, «напитка» — градусов десять (а то и меньше), то есть, с точки зрения российского человека, стремительно приближается к абсолютному нулю.

Тем не менее не отличающиеся особенной стойкостью к алкоголю японцы «косеют» и от этого (многие из них генетически «запрограммированы» так, что у них не хватает фермента, нужного для расщепления алкоголя). Опьянев, они того совершенно не стесняются и лезут к посторонним с самыми добродушными разговорами. Намного большее стеснение испытывают те (и таких по неведомым мне физиологическим причинам насчитывается достаточно много), кто после мизерной дозы почему-то краснеет, становясь похожим на свежесваренного рака. Казалось бы — ну выпил человек немного, ну раскраснелся… Нет, этого стесняются. Говорят: нет, я не пью, потому что краснею. Странные люди все-таки.

Долгое время виски (особенно иностранное) считалось прекрасным подарком. Приличным было дарить «Джонни Уокер». Причем непременно с черной этикеткой. То есть которое подороже. Некоторое время тому назад произошло изменение в налогообложении. «Джонни Уокер» сильно подешевел. Его производитель потирал своими шотландскими ручками — сейчас, мол, заработаем. Но не тут-то было — никакого увеличения продаж не произошло. Напиток перестал быть престижным, и дарить его перестали, хотя, конечно, он и сейчас намного дороже сакэ. Так, стандартный «огнетушитель» сакэ (1,8 литра) стоит начиная от двух тысяч йен, а тот же «Джонни Уокер» (0,7 литра) — за три зашкаливает.

Сам же японский человек, для себя самого, пьет все-таки не виски, а чаще всего сакэ.

Теперь о нем — самом древнем (и почти что единственном) алкогольном напитке местного происхождения. Делается он, как известно, из риса. Или скажем более осторожно, — должен делаться, ибо около 20 процентов его в настоящее время делают из смеси спирта, воды, сахара и пищевых добавок. Но, разумеемся, не про этот «сучок» идет речь. Хотя все-таки интересно, что японцы не пошли здесь за немцами или французами, которые законодательно запретили искусственным образом имитировать свои национальные напитки — пиво и сухое вино. Так что есть еще и у японцев простор для развития национальной идеи.

Чтобы не томить готового к самостоятельным действиям читателя, расскажу, как делается настоящее рисовое сакэ. Не вникая, разумеется, в детали, которых так же много, как и самих сортов сакэ, производимого двумя тысячами компаний.

Самым подходящим для сакэварения временем традиционно считается зима — когда не так жарко и легче уследить за процессом ферментации. Для приготовления сакэ берут крупный рис и обрушивают его. Причем в результате от первоначального количества может остаться совсем немного. В случае приготовления самых элитных сортов — всего тридцать процентов, обычно же — около семидесяти. После этого рис промывают, замачивают, а потом подвергают воздействию пара. Около четверти подготовленного риса идет на создание закваски, которую остужают до 30 градусов, а потом в течение приблизительно 35 часов выдерживают в жарком и влажном помещении — чтобы внесенная туда грибковая культура (для любителей острых лингвистических ощущений привожу ее латинское название — Aspergillus oryzae) чувствовала себя вполне комфортно. Затем получившееся сусло смешивают с дрожжами и пропаренным рисом и все это заливают водой. Процесс ферментации занимает около трех месяцев. Потом очищают, фильтруют и пастеризуют.

По экстраполяции у нас частенько считают, что сакэ — это водка, только не из пшеницы или ржи, а из риса. Это, конечно, совсем не так. Обычная крепость сакэ — 15-16 градусов, и более всего оно напоминает самодельную брагу. Но и это — еще не нижний предел. Во время последней войны и сразу после ее окончания, когда население получало сакэ (как и многие другие продукты) по карточкам, оно было настолько разбавленным, что остряки величали бутылки с ним «аквариумом», имея в виду, что любимые японцами рыбки могут без всякого ущерба для здоровья бороздить эту жидкость.

Самое первое упоминание о сакэ встречается в мифе, повествующем о том, как бог ветра и бури Сусаноо победил дракона. Этот дракон на манер своих европейских собратьев имел обыкновение брать себе в жены хорошеньких девушек без их согласия. Родители одной из них сильно по этому поводу опечалились, и тогда Сусаноо решил им помочь. По его указанию перед каждой из восьми голов дракона поставили по бочонку сакэ, и когда во всех этих восьми головах зашумело, Сусаноо их отрубил, прекратив безобразия.

И вот спустился Сусаноо с Неба на равнину Идзумо, около верховьев реки Хи-но Кава. И услышал у верховьев рек чей-то голос, будто кто-то рыдает. Пошел он разузнать, что за голос, и увидел старика и старуху, а между ними девушку. Вопросил тогда Сусаноо: «Кто вы такие? Почему так рыдаете?» Старец ответил: «Эта девица — моя дочь. Зовут ее Куси-инада-химэ. Раньше у меня было восемь дочерей, но каждый год Великий Восьмиголовый-Восьмихвостый змей пожирал по одной из них. Теперь он собирается проглотить мою последнюю дочь»… Тогда Сусаноо велел изготовить восемь раз перебродившее сакэ, сделать восемь подставок, поставить на каждую по бочке и налить доверху сакэ. И вот наступил срок, и явился Великий змей. И голов, и хвостов у него было по восемь. Глаза у него были красные, на спине росли сосны и кедры, длиной он был в восемь холмов и восемь долин. Вот добрался он до сакэ, опустил в каждую бочку по голове, стал пить, охмелел и уснул. Тут Сусаноо вытащил меч десяти кулаков, что был у него за поясом, и стал рубить змея на кусочки.

Так что сакэ ведет свое начало со времени богов. И потому служит самым употребительным для них приношением. Памятуя о мифологических временах, синтоистские храмы были в древности основными производителями этого напитка. И в каждом храме изготавливали свой сорт (каковая традиция сохраняется и сегодня), которым очень гордились. А поскольку богов в Японии великое множество, то каждого и угощали его любимым сортом.

До сих пор в синтоистских храмах обязательно присутствуют целые горки оплетенных рисовыми веревками бочонков, на которых написано, что в них хранится самое лучшее и чистое сакэ. При этом указано, что поднесено все это храму каким-нибудь Накамурой. Возникает естественный для русского человека вопрос: и неужели вот это все они (божества и настоятели) выпьют? Во-первых, выпивают, и довольно много. К тому же на самом-то деле довольно часто оказывается, что Накамура вполне по-современному пожертвовал храму деньги. Но намного приличнее — если будет указано, что сакэ.

Кстати говоря, и многие буддийские храмы тоже к производству спиртного относились вполне положительно. Только готовили они его по китайским рецептам — из пшеницы, да с долгой выдержкой (3-5 лет), и оттого получалось оно покрепче. Европейские и православные монастыри тоже, как известно, своими винокурнями были славны. Что и говорить, божественный напиток — он и есть божественный.


Подношения богам

Угощали сакэ и покинувших этот мир. Ведь умирая, человек превращается в божество, которому его потомки обязаны поклоняться и совершать правильные приношения. И сегодня тоже — угощают по-прежнему. Частенько уже и совсем по-современному — из «жестянок» с пивом или с тем же самым сакэ, которые ставят у могил.


В прошлом пили сакэ, конечно же, не так, как сейчас. — когда в голову взбредет, а исключительно по праздникам: отсеялись или, скажем, урожай собрали. По обычаю, человек не должен был сам себе наливать во время пира — обязательно дожидался соответствующего предложения от соседа. Если же у него на дне хоть капелька еще оставалась, обязательно чарку опрокидывал и тогда уже для наливания предъявлял. Делал маленький глоточек и после того уже своему благодетелю таким же образом угождал.

Пир — это всегда радость, с другими людьми разделенная. Поэтому на пиру часто ставили на одну рюмку меньше, чем гостей за столом. Хочешь не хочешь, а с кем-нибудь да разделишь. Ну или вообще — вкруговую чашу пускали. Это, конечно, не новость. Братчине в любой этнографии почетное место находится.

Был еще один замечательный способ потребления сакэ. Древнесредневековый.

Вот как это по весне делалось. Испытуемый сидел на камушке у ручья. Человек, располагавшийся сверху по течению, выкрикивал ему тему, на которую он должен был сочинить стихотворение. Одновременно пускали по воде деревянную чарку с сакэ. За то время, пока она до тебя плывет, нужно было успеть сложить стихотворение. Успел — выпиваешь, не успел — вина не наша, шанс у тебя был. Обычай этот — китайский, но и японцам тоже очень ко двору пришелся, потому что из заграничной жизни они всегда старались научиться только хорошему…

Как нетрудно догадаться, японские поэты воспевали не только природу, но и сакэ тоже. Знаменитый поэт VIII века Этомо Табито сочинил целый цикл из тринадцати стихотворений. Ну вот, например:

Как же противен

Умник, до вина

Не охочий!

Поглядишь на него —

Обезьяна какая-то…

Другой источник — на сей раз X века — повествует о соревновании, устроенном при дворе (тогда такие конкурсы были очень в ходу: кто стихотворение лучше сложить сумеет, у кого букет самый красивый, кто угадает, какое благовоние ему понюхать дали, ну и так далее). Так вот, на сей раз восемь мужей (вплоть до одного члена Императорского Совета) собрались для того, чтобы выявить победителя в питейном деле. Пили не по привычной чарке, а сразу большими чашами. В судьи выбрали бывшего императора, который к этому времени уже успел принять монашество (это было в порядке вещей: посидел на троне — дай и другим) и потому оказался совершенно свободен от дел большой государственной важности. Все участники конкурса отвалились после седьмой-восьмой чаши (включая, разумеется, и уважаемого члена Императорского Совета), и только славный гвардеец Фудзивара Ико из охраны дворца продолжал винопитие в полном одиночестве, пока не опрокинул десятую чашу. Тут голубая кровь бывшего императора закипела, но сказал он — очень по-японски и по-мужски у него вышло — только одно слово: «Хватит». И присудил победителю доброго коня.


Выигравшему же другой подобный конкурс (теперь уже в XVII веке), в котором участвовал тридцать один человек (одному из них было, правда, всего одиннадцать лет), присудили почетное прозвище «Горный дракон». А дракон, как известно, — символ всяческого геройства и мужества. Все-таки замечательно, с каким тщанием японцы регистрировали важные события в истории своей жизни.

Емкости для подогрева и хранения сакэ

Европейцы XVI века тоже обращали свое просвещенное миссионерское внимание на увлечение японцев спиртными напитками. Один из них писал:

«Свое сакэ японцы круглый год пьют подогретым. Для пития же употребляют деревянную или же глиняную посуду. При этом всячески друг друга подзадоривают и напиваются до блевотины и почти что до беспамятства».

Сакэ не только пили по-разному, но и очищали тоже. Традиционно лучшей считалась очистка с помощью золы. Рассказывают, что этот способ был изобретен совершенно случайно. Будто бы жил-был у некоего господина Яманака слуга. И очень они друг с другом не ладили. И вот однажды этот слуга, чтобы насолить своему хозяину, набросал тому золы в бочонок с сакэ. Хотел навредить, а оказалось, что сакэ стало и вкуснее и чище. Так что Яманака в город перебрался, винокурню свою открыл и очень разбогател.

Однако, несмотря на все ухищрения сакэделов, содержание сивушных масел в напитке остается высоким. Ведь это продукт брожения, а не возгонки. Так что не советую особенно увлекаться им, хотя оно и прекрасно «идет» под японскую кухню (особенно, говорят, хороша малюсенькая полуживая рыбка, продвижение которой по пищеводу вы ощущаете по ее трепыханию). В противном случае наутро не исключен похмельный синдром, от которого и в самой Японии ничего толком не придумано. Ну, пиво там, или чай — чем больше, тем лучше. Это и мы проходили.

В средневековье сакэ хранили в бочонках, сработанных из японской криптомерии — именно потому, что ее древесина принимает на себя изрядную часть сивушных масел. Особенно чистым (и дорогим) считалось сакэ, которое проделало путь от знаменитых винокурен района Осака до Эдо (Токио). За время путешествия на лошадках или морем оно хорошенько взбалтывалось и приобретало особый аромат. Корабли даже гонки устраивали — кто первым до Эдо доплывет. А в лавках появлялись бочонки, на которых было указано: «Сакэ с первого корабля».


Разгрузка сакэ в порту Эдо

Надо сказать, что выпивали в Эдо очень даже прилично. Выходило около 70 литров в год на каждую душу — всякого пола и возраста (нынешний среднеяпонский показатель по сакэ будет поменьше — 15 литров).

Хотя сакэ употребляют и холодным, но более принято все-таки питие подогретого. Потому и приближение зимы вы ощущаете по нарастающей агрессивности рекламы горячего сакэ. И вправду — выпив, сразу чувствуешь, как горячая волна начинает перекатываться по всему телу. Емкости при этом предлагаются наперсточные — керамическая стопочка граммов на тридцать, которая пополняется из небольшого графинчика, предварительно подогретого вместе с содержимым в кипятке. Графинчик, естественно, может быть и не один.

В питии подогретого сакэ есть не только гастрономический смысл. Дело в том, что в процессе разогрева частично испаряются сивушные масла, от которых как раз и трещит голова.

Ну, а где пьют японцы? Во-первых, пить совершенно спокойно можно и дома. По-японски даже существует особое слово — бансяку, которое означает: «домашний ужин, сопровождающийся выпивкой» (как говорится, «на сон грядущий»). Более конкретно — мужчина возвращается домой, а жена подносит ему не только ужин, что естественно (и с этим строго), но и выпивку, что по нашим понятиям — ни в какие ворота: в одиночку (супруга-то обычно только подносит), из рук жены… Нет, как-то это странно. Получается, что нормальный японец пьет чуть не каждый день из рук своей жены , и она при этом ничуть ему не выговаривает. Впрочем, она твердо знает, что муж на работе и вправду устал и что завтра ему снова на работу, на которой он снова устанет. Почувствуйте разницу. Так что алкоголиков в Японии не так уж и мало, но алкоголизм этот какой-то вялотекущий.


Сакэ в домашней обстановке

Вариант второй: потребление напитков в «заведении». Здесь есть много возможностей. И заведений много, и способов потребления много. Наиболее распространенным является распитие в компании сослуживцев — похоже на нас и потому не так интересно. Впрочем, разговоры в такой компании — не «за жизнь», а преимущественно о производственных проблемах и поднятии производительности труда, что еще не вошло у нас в окончательную моду. Слушать на самом деле довольно тошно, поскольку основным лейтмотивом являются сетования на глупость начальства. Привитая всем строем жизни привычка «не высовываться» работает и здесь — пить все будут одно и то же, не отвлекаясь на индивидуальные коктейли. Бешеный рабочий ритм, строгая иерархия отношений на производстве приводят к общей защемленности психики и необходимости «оттянуться» и взглянуть друг на друга под другим градусом.

Чокаться не принято. Не принято и произнесение каких-либо цветистых тостов русского или грузинского типа. Лишь подняв бокалы (стаканы, стопки, рюмки и т. д.) в первый раз, люди дружно произносят «кампай (буквально «сухое дно»), на чем официальная часть ужина может считаться законченной. Дальше уже — по потребности, а не до «сухого дна». Если же кто-то и «перебрал», назавтра никто на это ему не укажет. Дело житейское, с кем не бывает.

Хорошенько (и даже не очень) выпив, компания японцев почти непременно начинает петь. Как и во всем остальном мире, голоса и слух участников такой компании бывают самыми разными. Так что особого эстетического удовольствия от этого хорового пения не испытываешь. Но вот что удивительно: довольно твердое знание слов исполняемых песен. Если же со словами выходит заминка, то в заведении почти непременно имеется песенник, который поможет вам с честью дотянуть песню до победного конца. Существует еще входящее и у нас в моду караокэ, когда под твою песню в телевизоре показывают соответствующую видеокартинку, а под ней титрами бегут слова.

Еще можно выпивать недопитое в прошлый раз. Скажем, взял бутылку того же виски. Выпил сто граммов. И пошел домой. А остальное под твоей фамилией — скажем, Ямакава — остается на полочке за стойкой. Хоть через десять лет приди — будет стоять на том же месте. Особенно предусмотрительные могут располагать уже оплаченными запасами спиртного сразу во многих заведениях. Иной раз можно спокойно бродить по городу, пропуская по рюмочке в каждой такой «точке».

Это, конечно, вполне экзотический способ сохранения горячительного. Мы его не знаем, и вряд ли он хоть когда-нибудь будет пользоваться у нас популярностью. По совершенно понятным причинам. Исключительно по праведному незнанию своего юного организма и условий его постоянного обитания однажды я все-таки совершил попытку воспользоваться чужим опытом.

Мне с моим советским (тогда) напарником по японскому университетскому общежитию эта идея откладывания (чуть не сказал «отливания») на черный день очень понравилась. Заходишь — и без всяких денег тебе обеспечен некоторый уровень культурного отдыха. А нам тогда очень вермут по молодости лет нравился. Зашли. Взяли бутылку. Думали хотя бы на донышке оставить, но чувство национальной гордости не позволило. Выпили. Взяли вторую. Намерение было самое благородное — отпить чуть-чуть и на полочке свою фамилию оставить. Для внуков. Чтобы не забыли, как дедушку звали. Еще, помню, препирались, бутылка чьего имени храниться там будет. Но и вторая попытка окончилась с тем же результатом. Допили мы и эту бутылку и больше уже судьбу не испытывали. Да и зачем? Мы и без этого вполне счастливы были. Опять же, наверное, по молодости.

С японцами, однако, не так: оставляют. Бывает, что и на год. Бывает, что и дольше. То есть «тормоза» у них покрепче будут.

Для тех же, у кого тормоза все-таки отказывают, да еще если прибыли они к месту действия на собственном автомобиле, придумана замечательная услуга. Очутившись не в самом удобном положении подвыпившего человека, которому предстоит добираться домой на личном транспорте, вы можете позвонить по известному телефону и вызвать специального человека, который сядет за руль вашего авто и доставит вас прямо в объятия заждавшихся родственников.

Стоит, конечно, недешево, но все же дешевле такси плюс стоимость ночной парковки, которая и вправду чрезвычайно высока. Не говоря уже о ночи в гостинице.


Япония - удивительная и загадочная страна. Но почему она кажется для нас такой необъяснимой? Видимо, дело в том, что японцы всегда стремились найти гармонию и просветление. Ведь что такое для нас Япония? Это в первую очередь гостеприимство, уважения к старшим, гармония, экзотика и великодушие. А помогал им в этом на протяжении многих лет национальный спиртной напиток под названием «саке», который, между прочим, является не только средством постижения духовного просветления, но и наследием многовековых традиций и ритуалов Cтраны восходящего cолнца.Но есть у японцев и много других традиций и обычаев, не связанных со спиртными напитками, например, таких как: чайная церемония, сумо, кимоно, спектакль Кабуки, карате и гейши. Чтобы разобраться в японском менталитете, нужно подробно остановиться на истории и ознакомиться с их обычаями и ритуалами.

Японская культура

Японцы - очень трудолюбивый народ. И как все нормальные люди, после рабочего дня им необходимо как-то расслабиться. В этом им помогает их национальный чай, за чашкой которого они отдыхают и ведут задушевные беседы.Нередко ведению чайной церемонии помогают гейши. В Европе существовал некий стереотип, что гейши - это японские куртизанки. Но это далеко не так, ведь гейши продают только удовольствия для души, а не тела. С японского «гейша» значит «человек искусства». Их с малых лет учат пению, игре на музыкальных инструментах, живописи, каллиграфии и массе других полезных вещей. Взрослые гейши всесторонне развитые люди и могут поддержать любой мужской разговор.Таким образом, гейша - женщина-праздник, сочетание красоты и ума, привлекательности и женственности, сексуальности в том числе. Японцы также любят сочинять хокку и любоваться сакурой. Без последнего так вообще нельзя представить себе Японию.

Японские обычаи


Количество традиций и обычаев в Японии очень велико. В этой стране чуть ли не все сферы жизни пронизаны многочисленными церемониями и традициями.Так, например, в Японии не приняты рукопожатия, вместо них используют поклоны, которые требуется совершать с определенной частотой и почтительностью. Кстати, чем ниже поклон, тем выше проявляется уважение к оппоненту. Вежливость у японцев «в крови». У них даже нельзя напрямую отказываться от чего-либо, чтобы не обидеть человека.Кто был в Японии, тот обязательно первым делом заметил, что все жители, особенно женщины, очень приветливы и улыбчивы. Это обстоятельство многих туристов сбивает с толку, ведь японцы умудряются улыбаться даже в неприятные моменты. А вот близкая дистанция между собеседниками или «панибратские» обнимания в Японии неприемлемы, это вызывает у жителей негативное отношение.Еще не рекомендуется смотреть японцу в глаза и активно жестикулировать, потому что такое поведение воспринимается как агрессия.

Лицо нации, или Кто такой настоящий японец


Японцы - самый парадоксальный и непостижимый народ. Это очень тонкие и чуткие натуры и в то же время очень глубокие, совестливые и рассудительные. С одной стороны, они проявляют себя в искусстве и в сочинении хокку, а с другой - они издавна были известны своей жестокостью по отношению к врагам и к самим себе. Вспомните такое слово - «харакири». Уверен, что практически все слышали об этом жутком обряде. А ведь сами японцы не считают это жутким, а наоборот - умереть от собственной катаны они считают честью и прерогативой сильных духом. Те, кто совершал сэппуку, после смерти считались героями, так как вспарывание живота являлось очень мучительной смертью. Такое самоубийство совершалось в основном на поле боя, дабы не попасть в плен, либо оно применялось к преступникам или по собственной воле, демонстрируя тем самым чистоту своих помыслов перед богами и людьми.Но сейчас в Японии уже никто не совершает сэппуку, ведь жестокие времена давно прошли, да и настоящих самураев уже не осталось.Еще одной важной деталью, характерной для Японии, является их религия - буддизм. Есть мнение, что харакири совершалось именно из-за концепции бренности бытия, которую пропагандировала эта религия.Буддизм долгие годы формировал характер и мировоззрения японцев. Он внес огромный вклад в традиции и самобытность народа Японии. Именно буддизм помог в свое время построить японцам централизованное государство и объединить вражеские японские племена под эгидой универсальной мировой религии.Буддизм также существенно повлиял на японское воспитание и культуру. Он оказал громадное воздействие на развитие драмы, философии, поэзии и прочего.Что мы знаем о японских спиртных напитках кроме рисовой водки?Но все же самые интересные обычаи связаны с культурой пития спиртных напитков.
В древней Японии рисовая водка была чисто императорской привилегией. Ее даже считали напитком богов.Ученые говорят, что этому спиртному напитку более двух тысяч лет. В древности его использовали для похоронных церемоний, а в японской мифологии существовало божество, которого звали «Рисовый воин». Как видно, этот напиток славился на протяжении всей японской истории. Но только в 17 веке он стал доступен каждому.Этот спиртной напиток, по сути, рисовая водка крепостью 14-20 градусов, по консистенции похожая на густое вино или ликер. Главным преимуществом этого напитка является его низкокалорийность, а также тот факт, что он сделан из натуральных продуктов. Готовый продукт оценивается по четырем критериям: «легкий/крепкий» и «сладкий/острый». Считается, что чем суше напиток, тем он легче. Проще говоря, чем крепче японский спиртной напиток, тем суше и грубей его вкус. А степень остроты определяется номером - чем он выше, тем острей напиток.Сортов этого алкоголя очень много, и все они имеют различия в аромате и вкусе. Но если говорить об этом обобщенно, то можно сказать, что «огненная вода» из недр Японии очень специфична и напоминает низкокачественный самогон или виски. Дешевые сорта - горьковатые, а дорогие - похожи на херес.
Но в Японии есть и другие национальные спиртные напитки. Правда, пользуются они не такой уж большой популярностью, но все же упомянуть о них стоит. Есть кроме рисовой водки и другие напитки Японии - это: нихонсю, сётю, хаппосю, хатимицусю. Первый делается из воды, риса и закваски, второй - прозрачный спиртной напиток, похожий на водку, который делают из картошки, третий напоминает слабое вино, а последний является японской медовухой.Пожалуй, упомянем еще отдельно японское пиво. Этот довольно молодой напиток пользуется большим спросом в Стране восходящего солнца. Его начали изготавливать лишь в 1873 году, а уже в конце 20 века появились первые японские пивные заведения.Мало кто знает, что в Японии любят пить пиво не только люди, но и животные! В этой причудливой стране для получения самой вкусной «мраморной» говядины в городе Мацуздаки коров специально поят пивом, а по утрам еще и делают массаж. Кстати, японские гурманы готовы платить за такое мясо в 5-8 раз дороже.

Влияние алкоголя на культуру

Между прочим, многие, наверное, знают о таком стиле боевых искусств, как «стиль пьяного». В свое время этот стиль демонстрировал популярный гонконгский и по совместительству американский актер Джеки Чан в знаменитой комедии «Пьяный мастер». Этот фильм сразу обрел огромную популярность, а затем было снято его продолжение.В этой картине была хорошо показана техника «пьяного стиля» боевого искусства кунг-фу, которая существует также и в реальности.
Кстати, некоторые считают, что появлению «пьяного стиля» способствовали два источника вдохновения. Согласно первой версии - буддийской, один мастер кунг-фу как-то раз случайно убил человека, после чего ушел в монастырь, дабы искупить свои грехи. Но, не выдержав искушения, он напился и в пьяном состоянии убил несколько десятков монахов. Протрезвев утром, он понял, что его пьяная расслабленность помогла одержать верх над целой толпой монахов. После этого случая начинается разработка пьяного стиля боя.Вторая (даосская) версия, а точнее легенда, гласит, что некогда существовало «восемь пьяных бессмертных». В даосизме бессмертие являлось непостижимой и конечной целью. Так вот восемь даосов смогли достичь этого состояния и на радостях отметили сие дело грандиозной попойкой. Затем среди них произошла драка, в ходе которой выяснилось, что техника боя в пьяном состоянии намного лучше обычной. Так даосы решили практиковать «пьяный стиль».

Как видно, спиртные напитки издавна способствовали продвижению японской культуры и даже их национальных боевых искусств. Если бы не спиртное, то мир бы никогда не услышал о таких интересных легендах и не увидел бы легендарных фильмов.

Алкогольные напитки в Японии популярны так же, как у нас в России. Япония без своей рисовой водки, что наша страна без водки. Как у них, так и у нас - все общество пронизано тонкими нитями алкогольной зависимости. Осмелюсь даже сказать, что именно с алкоголя начинают строиться государства. Ведь без него было бы просто не интересно жить, а что за жизнь без веселья и радости, которую приносят эти незатейливые горячительные напитки, но в пределах разумного, конечно.Алкоголь - двигатель прогресса и вектор, направляющий культуру стран в свойственное им русло. Именно он вносит большой вклад в становление традиций и зарождение культуры. Достаточно только посмотреть, как японцы чтут культуру пития спиртных напитков, чтобы убедиться в этом.

Культура пития


Японцы пьют свое национальное спиртное, придерживаясь особых правил. Напиток распивают из небольших чашек «чоко», рассчитанных всего на несколько маленьких глотков. По японским обычаям наполнять свою чашку следует перед каждым тостом. Однако делать это самому считается дурным тоном.Рисовую водку можно пить как разогретой, так и охлажденной, и это еще одна особенность этого удивительного напитка. Японцы чаще всего предпочитают его пить охлажденным, считая, что только так раскрывается его истинный вкус. Специалисты насчитывают около 90 оттенков аромата этого напитка, и все они обладают разнообразием насыщенных фруктовых нот.Кстати, японцы каждый год 1 октября отмечают день саке. Этот праздник был учрежден в 1978 году Центральным собранием профсоюза виноделов Японии. Однако трудолюбивый японский народ 1 октября не отдыхает, потому что этот день не считается выходным, а также не является национальным праздником. Дело в том, что к 1 октября созревает рис, а затем начинается новый год виноделия.1 октября - самый лучший повод для японцев налить рюмашку-другую своего национального горячительного напитка и в очередной раз воскликнуть - «компай»! В такой знаменательный день многие любители едут в бары и кафе, дабы отпраздновать этот великий (с их точки зрения) день.

Рисовая водка - универсальный спиртной напиток народа Японии. Его можно сочетать не только с национальными блюдами японской кухни, но и с легкими закусками, такими как: сыр, чипсы, орешки и другие.Японцы утверждают, что при распитии этого напитка рождается дружба. И это действительно так! Ведь культура пития этого алкогольного напитка располагает к дружбе и теплым чувствам. В этой церемонии прямо-таки воплощается японская вежливость. Распивая свой любимый национальный напиток, японцы ведут разговоры о чем угодно, но как только чашка окажется пустой или кому-то надоест предложенная тема, то собеседник услужливо подольет товарищу горячительного напитка, чтобы перенять эстафету. Таким образом он завершает речь собеседника, дабы тот передохнул и начал слушать товарищей. Если Вам когда-нибудь доведется поучаствовать в этой церемонии, то не забудьте после каждой налитой чашки рисовой водки произносить «компай», что значит «пей до дна».Япония - интересная и многогранная страна с великой историей и самобытными традициями, которые не встречаются ни в одной стране мира. Так что если Вы никогда там не были, то советую посетить эту удивительную страну, ознакомиться воочию с их обычаями и традициями, а также попробовать их национальные спиртные напитки. Ведь, чтобы почувствовать дух Японии, нужно увидеть эту страну своими глазами. Как говорится: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» или столько же раз прочитать. Милости просим посетить эту удивительную страну и продегустировать спиртные напитки народа Японии.