Поклонение одному богу называется. Пять признаков, что в вашей церкви есть идолопоклонство

Идолопоклонство объяло всех человеков и всю землю. Немногие избранные человеки сохранили истинное Богопознание и Богослужение.

Храните себя от идолов

Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит, но рожденный от Бога хранит себя и лукавый не прикасается к нему. Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная. Дети! храните себя от идолов. Аминь


Идоложертвенные яства

О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание, но знание надмевает, а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него. Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, - но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им. Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется. Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего (1Кор.8:1-13).

Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами (1Кор.10:19-20).

Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас. Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1Кор.12:2-3).


Идолопоклонство объяло всех человеков и всю землю

Сатана не удовлетворился тем, что он покорил человека с землею под власть свою, что держал его в плену, возбуждая в нем различные страсти и ими оковывая его, что служением греху привел его в служение себе. Мысль, обуявшая ангела на небе, не оставляла его и в поднебесной, куда, как в преддверие ада, он низвергнут с неба: мысль соделаться равным Богу. Он привел ее в исполнение введением на земле идолопоклонства. Род человеческий, постепенно размножаясь на земле, вместе с тем более и более переходил от удовлетворения нуждам к удовлетворению прихотей и греховных пожеланий. Несовместно с такою жизнью истинное Богопознание и самопознание! Человеки, потонув в земных попечениях и наслаждениях, соделавшись исключительно плотию, потеряли самое понятие о истинном Боге. Но чувство богопочитания есть чувство неотъемлемое от сердца человеческого, как врожденное и естественное ему: оно не уничтожено падением - лишено правильности. Водимые этим бессознательным чувством, человеки воздали божеское поклонение изобретателю и родителю греха - падшему ангелу и сонмищу его демонов.

Человек обоготворил убивший его грех во всех его видах, обоготворил представителей греха - демонов. Он признал божественными наслаждениями удовлетворение всем страстям. И блудодеянию, и пьянству, и воровству, и убийству воздана почесть. Каждая страсть изображалась своим истуканом или идолом. Идол был символом демона, вполне чуждого жизни, вполне мертвого для ощущений духовных. Пред такими идолами совершалось и общественное, и частное или домашнее поклонение, пред идолами закалались и приносились жертвы из животных, а нередко и из людей. Но наружное служение идолам было в сущности служением бесам, как научает нас Божественный Апостол Павел (1 Кор. 10:20). Идольские храмы и самые идолы были любимым жилищем демонов. Из этих жилищ своих они издавали гласы и прорицания для обольщения злосчастного человечества. И сам человек, престав быть храмом Бога Живаго, соделался храмом и обиталищем сатаны (Лк. 11:24-26).

Иудеи поклоняются золотому тельцу

Идолопоклонство объяло всех человеков и всю землю. Немногие избранные человеки сохранили истинное Богопознание и Богослужение. Впоследствии Бог избрал и отделил в служение Себе народ Израильский, даровав ему письменный закон. Но недуг идолопоклонства так сильно действовал в падшем человечестве, что и избранный народ, часто оставляя поклонение Единому истинному Богу, стремился к поклонению кумирам.

Человек, лишившись падением своим Божественного Света - Святаго Духа, должен был довольствоваться своим собственным, скудным светом - разумом. Но этот естественный свет привел весьма немногих человеков к познанию истинного Бога: он устремился наиболее к доставлению всевозможных удобств для земной жизни, изобрел различные науки и искусства, которые точно способствовали и способствуют к умножению и развитию этих вещественных удобств, но вместе способствуют и к сильнейшему развитию греховной жизни, к запечатлению и утверждению падения украшением падения многоразличными призраками благосостояния и торжества. Науки человеческие, будучи плодом падения, удовлетворяя человека, представляя ему Божию благодать и Самого Бога ненужными, хуля, отвергая, уничижая Святаго Духа, соделались сильнейшим орудием и средством греха и диавола для поддержания и укрепления падения. Свет человеков соединился со светом демонов и образовал человеческую ученость (премудрость), враждебную Богу, растлевающую человека диаволоподобною гордынею (1 Кор. 3:17,18). Объятый недугом учености, мудрец мира сего подчиняет все своему разуму и служит сам для себя кумиром, осуществляя собою предложение сатаны: «будете яко бози, ведяще доброе и лукавое».

Ученость, предоставленная самой себе, есть самообольщение, есть бесовский обман, есть знание, преисполненное лжи и поставляющее в ложное отношение ученого и к себе и ко всему. Ученость есть мерзость и безумие пред Богом, она - беснование. Слепоту свою она провозглашает удовлетворительнейшим ведением и видением, и таким образом соделывает слепоту неисцельною, а хранимое ею падение неотъемлемым достоянием злосчастного книжника и фарисея (Ин. 9:41). «Мудрование плотское - вражда на Бога: закону бо Божию не покоряется, ниже бо может. Мудрование плотское - смерть» (Рим. 8:7,6). Святой Дух заповедует отвержение мудрости земной для того, кто хочет приступить к Богу и соделаться причастником духовной мудрости (1 Кор. 3:18). Апостол Павел замечает, что немногие из ученых приняли веру Христианскую (1 Кор. 1:26), напротив того, для этих мнимых и напыщенных мудрецов показалась безумием духовная мудрость, всеобильно и всесовершенно заключающаяся во Христе (1 Кор. 1:23). Философы и художники были величайшими поборниками идолопоклонства и врагами истинного Богопознания. По водворении веры Христианской в мире ученость родила бесчисленные ереси и ими старалась ниспровергнуть Святую Веру. Величайшее злодеяние - убийство Богочеловека - совершено учеными во имя мудрости их и во имя закона их (Ин. 11:49, 50). В наше время ученость возвращает язычников, принявших Христианство, к язычеству и, отвергая Христианство, вводит снова идолопоклонство и служение сатане, изменив формы для удобнейшего обольщения человечества. Редкий, весьма редкий книжник научается Царствию Небесному и износит новое учение Духа пред общество собратий своих, облекая это учение в ветхие рубища учености человеческой для того, чтоб оно было удобнее принято любящими более ветхое, нежели новое (Мф. 13:52; Лк. 5:39).

Явился новый прожорливый и глупый идол - целый народ

Новое направление не чуждо и иудейского мессианства, так как по его догматике мессианская или Божественная власть принадлежит всему обществу верующих, а не лицам, преемственно поставляемых Самим Богом для служения слову истины. Поэтому уже не Бог, а общество уполномочивает, кого оно хочет сделать выразителями мессианских духовных даров, по праву принадлежащих всему обществу верующих. Эта нелепая доктрина из духовной сферы перешла в гражданскую и политическую и выразилась в том, что установление власти, вопреки ясному учение Св. апостолов, происходит не от Бога, а от общества, по взаимному договору уполномочения от общества. Это возвеличение общества на степень Божественной власти и есть политическое богоотступление целых обществ. Явился новыйпрожорливый и глупый идол - целый народ, уполномочивающий представителей принять принадлежащую ему, этому идолу, власть. Избранники этого идола, как законодатели, предоставляют, в свою очередь, исполнительную власть своим избранникам, меняя их поминутно и оставляя ни при чем верховного властителя, поставленного Богом Небесным творить дело Божие. Все это составляет так называемые "великие начала, добытые реформацией и революцией", которые, в сущности, представляют не что иное, как богоотступление народов, подражание древним Хамитам.

Осипов Алексей Ильич

Доктор богословия. Профессор МДА

Идолопоклонство

Идолопоклонство (от греч. – видение, призрак, видимость, грёза, идеал, кумир) в прямом смысле слова означает поклонение идолам, изображениям богов. В политеистических религиях это выражалось в культе различных идолов-богов (например, в греческой религии: культ Диониса – бога вина и веселья, Афродиты – богинини чувственной любви и красоты, и др.). Этим идолам приносились жертвы, иногда даже человеческие.

В переносном смысле идолопоклонство это поклонение таким «похотям», идеям, кумирам и целям в жизни, которые духовно ослепляют, унижают человека, делают его игрушкой собственной страсти. Идолы-страсти бесчисленны. Идея всемирного господства, культ денег, моральной вседозволенности и произвола под личиной свободы и подобные им идолы служат объектами часто гигантских по своим масштабам жертвоприношений. Идолослужением апостол называет, например, страсть к богатству, «любостяжание» (Кол. 3:5), чревоугодие («их бог – чрево» – Фил. 3:19). Действительно, когда скупой ни о чем не думает, кроме наживы и денег, а честолюбец – ни о чем, кроме славы и почестей, и все свои силы отдают на достижение цели, то они в полном смысле слова являются идолослужителями. Авва Дорофей указывает на три основных идола, которые порождают всех прочих: «Всякий грех происходит или от сластолюбия, или от сребролюбия, или от славолюбия» .

Идолом для человека может стать любая страсть: телесная, душевная или духовная.

И в этом смысле был прав Тертуллиан, когда писал: «Величайшее злодеяние рода человеческого, заключающее в себя все другие злодеяния, злодеяние, составляющее причину осуждения человека, есть идолопоклонство» .

Идолослужителями, т.е. действительными язычниками, могут оказаться люди самых разных мировоззрений и религий: от агностика и атеиста до православного христианина. Ибо верность Богу определяется, в конечном счете, «не словом или языком, но делом и истиною» (1Ин. 3:18). А Господь предупреждает: «Не можете служить Богу и мамоне» (Мф. 6:24).

Идолопоклонство, идолослужение

После потопа, как видно из свящ. Ветхозаветной истории, злые люди и злые дела между людьми умножились и дошло до того что перестали почитать Бога, а перестав почитать, стали совсем забывать Его. Когда же истинного Бога забыли, а в совести между тем оставалось некоторое чувство, что нельзя быть без Бога, то вздумали почитать за Бога солнце, луну, звезды и другие твари. Сие-то и называется идолопоклонством, идолослужением, иначе язычеством. Познание истинного Бога в первобытные времена мира едва сохранилось в потомстве Сима. Ап. Павел в послании к Римлянам прекрасно выясняет начало и причины идолопоклонства между людьми в следующих словах: "Называя себя мудрыми, обезумели: И славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся" (1:22-23).

Боготворение животных в Египте служит поразительным подтверждением слов апостола Павла. Изображения различных видов идолослужения мы находим, кроме Библии, и на древних памятниках, у классических писателей и в апологиях очень древних христианских писателей, и в свидетельствах различных путешественников о современных нам язычниках. Нигде так ясно и поразительно не является крайняя безнравственность человека и его упорство во грехе, как в древнем и новом идолопоклонстве. Сильные влечением людей к этому греху объясняется не только всеобщее преобладание оного в древнем мире, но и история Иудеев от времен Моисея до Вавилонского плена. Несмотря на осуждения, обличения и наказания Божия за этот грех, Иудеи неоднократно заражались идолопоклонством, но после плена они отказались от него навсегда. Христианство всегда старалось предохранить своих последователей от этого ужасного зла. Эта великая цель постоянно преследовалась всеми истинными Христианами с большим или меньшим постоянством даже до нашего времени, и нужно надеяться, на основании опытов прошедшего и Божественного слова, что идолопоклонство совсем уничтожится на земле. Будучи само по себе громадным злом, оно вместе с тем есть корень бесчисленных зол и потому-то для блага человечества и славы Божией на всех нас лежит обязанность бодрствовать, молиться и с ревностью действовать против идолопоклонства.

Исход 32 глава

Стоит отметить, что, очевидно, задержка Моисея стала поводом к отступлению среди народа Божия (см. Иез.12:21-28; Авв.2:2-4; Мф.25:1-13). Аналогично, некоторые не будут готовы ко встрече Господа, когда Он явится во «второй раз» (см. Евр.9:28). Многие скажут в тот день, «Не скоро прийдет господин мой», и предадутся злу (Мф.24:45-51; Лк.12:37-48; 2Петра 3:3–18).

Израильтяне боялись, что их лидер, от которого они зависели, оставил их. Пока Моисей был с ними, чтобы поощрять их, увещевать и поддерживать их своим примером, им удавалось поддерживать на более высоком уровне духовную жизнь, «идти верой, а не видением» (2Кор.5:7). Когда его присутствие было удалено от них, началась обратная реакция, и «плоть» одержала победу над «духом». Хотя облако густого мрака, в которое вошел Моисей, когда поднимался на гору с Иисусом Навином, было видно с равнины, вершина горы время от времени освещалась молниями от Божественного присутствия, и многим в лагере казалось, что Моисей покинул их или был поглощен пожирающим огнем. Почва для печального проявления идолопоклонства.
Этот опыт представляет другие, поразительно противоположные примеры, столь характерные для Библии, как, например, Христос во славе на горе Преображения и Его ученики в долине ниже, находящиеся в огорчении и поражении (Мф.17:1-18). Здесь, в то время как Моисей был на горе, получая скрижали закона и инструкции относительно истинного поклонения и высокого и святого служения первосвященника, народ внизу вопиющим образом отвернулся от Господа. Как это ни парадоксально, их вел к идолопоклонству тот самый человек, который был призван служить Господу.

К Аарону. Если бы брат Моисея был тверд в вере и характере, этого несчастного случая в истории Израиля можно было бы избежать. Слабость характера Аарона и дух компромисса не только сделали его духовное руководство неэффективным, но и поместили его в положение лидера восставших.
Сделай нам бога. Поскольку их пребывание в Египте приучило евреев к материальным формам божества, для них было трудно доверять невидимому Богу. Несмотря на то, что здесь слово «бог» по еврейски - ХElohim, множественная форма слова, некоторые исследователи Библии утверждают, что «боги» здесь и в ст. 4, 8, и 31 должны быть переведены «бог», полагая, что множественное число используется, чтобы подчеркнуть факт, что золотой телец был ложным богом в отличие от Господа, истинного Бога.
Шел бы перед нами. Утомившись так долго ждать на Синае и стремясь продолжить их путешествие в Землю Обетованную, люди требовали видимого бога впереди себя, чтобы он внушал им уверенность и храбрость (см. 1Цар.4:3-8). Как хорошо было бы, если бы они провели это время ожидания в размышлениях о законе Божием, и тем самым подготовили бы свои сердца, чтобы получить дальнейшие откровения от Него. Если бы они это сделали, то были бы в состоянии противостоять этому искушению.
В значительной степени дух отступления был порожден «множеством иноплеменников», которые присоединились к израильтянам, чтобы избежать язв Египетских. Они были постоянной помехой и ловушкой для Израиля (Исх.12:38; Числ.11:4). Они сравнимы с «негодными людьми» из ДА.17:5.
2. Встревоженный безрассудной глупостью и угрожающим отношением людей, опасаясь за свою безопасность, Аарон сдался требованиям толпы вместо того, чтобы благородно и смело отстаивать честь Бога (см. Исх.23:2). Надеясь, что они не откажутся от своего имущества, он потребовал коллекцию «золотых сережек». Но он ошибся в своей надежде. Сделав первый шаг на пути компромисса, он уже не мог отступить.

4. Вот бог твой. «Телец» кажется естественным израильтянам, потому что они были свидетелями поклонения быку Апису в Египте. Но золотой телец был, по-видимому, материальным представлением истинного Бога, а не какого-то языческого божества (см. ст. 5).
5. Провозгласил. Ощущая одобрение народа, Аарон пошел далее, объявив о «банкете». Как ни странно, это должен был быть «праздник Господу». Этот дух компромисса, стремление согласовать поклонение Господу с идолослужением, проявлялось Израилем не только в этом случае; это также мотивировало большую часть идолопоклонства, которое мешало им в будущем
(3Цар.12:26-33; 4Цар.17:32-33; Соф.1:5).
6. Встали рано. Люди были настолько возбуждены и воодушевлены к их новооткрытой религии, что они не могли подняться достаточно рано, чтобы начать служение.
Сели, чтобы есть. Только определенные части жертвенных животных обычно сжигались, остальные съедались поклоняющимися.
Встал играть. Это было чувственным действием. Языческие жертвенные пиры превращались в расточительные оргии (Числ.25:1-9; 1Кор.10:7-8). Этот эпизод иллюстрирует войну между плотью и Духом, которая постоянно продолжается в человеческой природе (Рим.7:23; 8:1–13). С того времени, как израильтяне ушли из Египта, они вели духовную жизнь, полагаясь на невидимого Бога и покоясь под Его защитой. В конце концов, однако, когда сдерживающее влияние примера и руководство Моисея было удалено, зло восторжествовало. Они вернулись к идолопоклонству и к распущенности, которая была неразрывно связана с языческим поклонением. Чувственное наслаждение маскировалось религией (2Тим.3:4-5). Такая религия так же приятна множеству людей сегодня, как это было в эпоху Израиля. И есть все еще уступчивые руководители, которые уступают желаниям неосвященных и поощряют их ко греху (ПП 317).
7. Народ твой. Бог отверг Израиль; Он больше не говорил о них как «мой народ» (Исх.3:10; и т.д.; cf. Мф.21:13; 23:28). Они нарушили свой завет с Ним и «отделили» себя от Его заботы и руководства (Ис.59:2). Отвращение греха присуще Божественному характеру. Бог любит грешника, но ненавидит грех. Моисей, находясь далеко от лагеря, не знал, что происходит внизу.

8. Скоро отклонились. Несколько недель ранее люди вступили в торжественный завет с Богом и обещали повиноваться Ему (Исх.19:8; 24:3). Теперь этот завет был нарушен (ПП 320). Не имея «корня» в искушении люди быстро впали в грех (см. Мф.13:20-21). Многие, особенно из «множества иноплеменников», не могли сопротивляться своим старым идолопоклонническим привычкам (см. 2Петр.2:22). Слово «жестоковыйные» передает идею порочности, как с лошадью, которая отказывается идти нужным путем и упирается, когда возница тянет узды вправо или влево.
10. Оставь Меня. Бог проверял Моисея и готовил его к тому, что ждало его впереди (см. Быт.18:23-32; 32:26–28). Это было не последний случай, когда он переживал такой опыт (Числ.16:21, 45). Моисей чувствовал, что решение Бога не было окончательным, и продолжал ходатайствовать о его народе.
Произведу от тебя. Господь дал Моисею возможность выбрать между своей собственной славой, честью Бога и благополучием тех, кто находился под его ответственностью (см. Мф.4:8-10). Он поступил благородно и таким образом доказал свою преданность Богу и задачам возложенным на него.
11. Моисей стал умолять. Моисей возражает, что Израиль - все еще Божий народ - а не его (см. ст. 7). Бог сделал для них так много; конечно, Он и теперь не отвергнет их, тем самым призная неудачу своего собственного плана. Бог не мог позволить себе это сделать ради Его собственного имени - было первой просьбой Моисея. Моисей не мог извинить грех своих людей, но он мог ходатайствовать об их прощении (см. Иов 42:10; Иер.14:19-21; Иез.14:14, 20; Дан.9:4-11).
12. Окружающие страны узнали о чудесном избавлении евреев из Египта, и в результате они боялись того, что Господь еще мог сделать для Израиля. Поэтому, если бы Израиль был уничтожен, то язычники радовался бы, и Бог был бы опозорен. Обвинения египтян подтвердились бы, что вместо того, чтобы вывести народ в пустыню для жертвовоприношения (Исх.5:1-3), Он привел их туда, чтобы быть принести их в жертву (Исх.10:10). Не дать язычникам торжествовать над Израилем было второй просьбой Моисея.

Вспомни Авраама. Третья просьба состояла из напоминания Богу Его обещаний Аврааму (Быт.15:5; 17:2–8), Исааку (Быт.26:4), и Иакову (Быт.28:14; 35:11). Эти обещания к тому времени были выполнены лишь частично и конечно, Бог исполнит Свое слово.

Господь раскаивался. Господь был тронут искренней, самоотверженной молитвой Его верного слуги. Бог не мог отказаться от молитвы того, кто думал больше о его людях, чем о своем собственном возвеличивании и чести. Был открыт характер Моисея, было откровение Божественной любви (Ин.3:16; Фил.2:5-8).

Слова «Господь раскаивался» слабая попытка выразить Божественное желание на человеческом языке. Строго говоря, Бог не может изменить Свои планы, поскольку Он знает «конец от начала» (1Цар.15:29; Ис.46:9-10; 55:11). Однако, когда грешники оставляют свой грех и обращаются к Нему, когда Его дети умоляют Его о милосердии и прощении, тогда Он действительно «раскаивается». Он меняет гнев на милость, осуждение на милостивое прощение (Пс.105:44-45; Иер.18:5-10; 26:3; Иоиля 2:12–14; Иона 3:9-10; 4:2).

В его руке. То есть в руках (Втор.9:15).

Когда Иисус Навин услышал. Спускаясь, Моисей встретил Иисуса Навина, который оставался там, где Моисей оставил его шестью неделями ранее (см. Исх.24:12-18). Вместе они спустились к лагерю. Будучи воином, Иисус Навин подумал, что звук, доносящийся из лагеря, был военным, но Моисей, предупрежденный Господом, подозревал истинный характер шума. Последняя часть спуска с горы Синай не позволяет видеть равнину внизу, так что любой звук с равнины был слышен прежде, чем ее источник можно было увидеть. Возможно, холмы у подножия горы создавали препятствие для прямой видимости (см. на Исх.19:1).

Он приблизился. Религиозные обряды большинства древних народов включали танцы. У евреев это происходило иногда торжественно и достойно, как в случае с Давидом (2Цар.6:14), иногда празднично и радостно (см. на Исх.15:20). Среди язычников, однако, и особенно среди народов Востока, такие танцы имели свободный и похотливый характер. Египетские танцовщицы были профессионалами в плохом смысле, и их танец был чувственным и неприличным. В Сирии, Малой Азии и Вавилоне танцы были дикой оргией. Именно такой танец позволили себе израильтяне, что вызвало горячий гнев Моисея. Это было идолопоклонство в худшем виде. Не удивительно, что он в гневе бросил эти две скрижали на землю, и «разбил их». Этим он показал, что поскольку они нарушили завет с Богом, то и Бог разрушил Свой завет с ними (Втор.9:17; ПП 320).

Он взял тельца. Сравните это с действием Иосии (2Цар.23:1-27).

Рассыпал. Так как эта «вода» была «ручьем», который спускался с горы (Втор.9:21), и был единственной доступной водой, когда израильтяне пили ее, они глотали частицы золота. Таким образом стало так, что предмет их греха стал инструментом их наказания. (Пс.7:15-16; 9:16; Пр.1:31-32; 5:22). В полном уничтожении золотого тельца Моисей показал народу тщетность и ничтожность их кумира (1Кор.8:4). Если телец не мог спасти себя, он, конечно, не мог спасти и своих поклонников (Пс.115:3-9; Ис.46:5-7).

К Аарону. Уничтожив идола, Моисей естественно повернулся к тому, кого оставил ответственным за народ, кто должен был сопротивляться злу и остановить это отступление (Исх.24:14). Моисей не подразумевал, что люди сделали что-либо Аарону; вопрос был задан с упреком. Если бы Аарон занял твердую позицию, это отступление, возможно, не произошло бы (ПП 316, 317).

Ты знаешь. Вместо того, чтобы кротко взять на себя ответственность за идолопоклонство, Аарон оправдывал себя, возлагая вину на людей. При этом он показал себя истинным потомком Адама и Евы (Быт.3:12-13). Какой контраст с духом Моисея (см. на Исх.32:10-14, 32).

Вышел. Чтобы далее оправдать свое поведение, Аарон подразумевал, что произошло чудо, что сверхъестественная сила преобразовала золотые слитки «в огне» в «этого тельца». Завораживающая власть греха заставляет здравомыслящих людей придавать рациональный смысл их действиям. Аарон был бы уничтожен за свой грех, если бы не серьезное заступничество Моисея (Втор.9:20). Из-за его пложения как лидера, в отсутствие Моисея, грех Аарона был еще более предосудительным. Кому много вверено, с того больше взыщут (Лк.12:48).

Необузданный. Или возможно, «вырвавшийся на свободу». Таким образом, люди давали волю своим диким страстям. Моральная сдержанность была полностью оставлена. Люди были практически в состоянии бунта, доводя себя до безумия. Они стали дикой толпой, и Аарон был ответственен за эту оргию, поскольку он сделал тельца и объявил праздник.

Их посрамление. Возможно, некоторые Амаликитяне (см. Исх.17:8-16), были все еще поблизости, чтобы видеть это буйство и его распутные непристойности.

Тогда Моисей стал. Будучи не в состоянии остановить эти ужасные действия и понимая, что что-то должно быть сделано, Моисей стал у «ворот лагеря» и призвал присоединиться к нему в подавлении восстания. В войне между добром и злом нет нейтральной стороны. Мы или на стороне Бога, или на стороне сатаны. Нет середины (И.Нав.24:14-15; 1Цар.18:21; Мф.6:24). Окончательной проверкой того, что мы находимся на стороне Господа будет наша верность, когда все вокруг отступают. (Мф.7:13-14). Решительное благочестие проявляет себя в способности сопротивляться влиянию множества. Требуется мужество, чтобы сохранить индивидуальность (см. Дан.3:14-18). Только одни среди всех братьев «сыновья Левия» сплотились на «стороне Господа». Они не участвовали в этом идолопоклонническом служении.

Каждый свой меч. Везде, где Левиты встречали все еще участвующих в распущенных обрядах, они должны были «убить» их мечом, игнорируя отношения семьи и дружбы (Втор.33:8-9; Иез.9:6). Решительные действия были необходимы, чтобы подавить восстание. Иисус однозначно дал понять, что никаким земным связям нельзя позволить стоять между нами и нашим долгом по отношению к Нему (Мф.8:21-22; 10:37). Произошло так, что место празднества стало местом смерти. Эта быстрая казнь тех, кто ввел в идолопоклонство людей, была необходима, чтобы показать окружающим народам определенное неудовольствие Бога против языческого поклонения. Что касается его собственного народа, Господь должен был убедить их в том, что беззаконие, такое как это, не будет допускаться. Если бы Бог разрешил этому нарушению остаться без сурового наказания, в будущем евреи могли бы более охотно уступить соблазнам идолопоклонства. Как любящий защитник Израиля, Бог удалил от них тех, кто был полон решимости идти своим собственным путем непослушания, чтобы они не вели других к гибели. В это время Бог в Своем милосердии позволил некоторым погибнуть, чтобы спасти многих. Кроме того, если бы грех сохранялся, Бог больше не мог бы защитить их, и они пали бы беззащитными перед своими врагами.

Посвятите себя. Моисей объявляет милость Небес Левитам, которые так усердно присоединились к нему в наказании идолопоклонников. Еврейское слово «освящение» несет в себе мысль быть назначенным на святое служение. Здесь это подразумевает, также, специальное Божье «благословение» данное Левитам, чтобы быть избранными на служение во святилище (Числ.3:5-9; 18:1–7; Втор.10:8).

На следующий день. Это предполагает, что люди наконец осознали свою большую вину и были напуганы тем, что каждый отступник будет убит. Любовь Моисея и жалость к его народу принудили его снова ходатайствовать перед Господом за них. Здесь есть глубокий урок в том, что служители евангелия должны хорошо обдумывать свои действия. Так же, как и пастухи стада, они должны любить своих членов церкви и делать их ближе к Богу, они должны указывать людям на их грехи (Ис.58:1). В то же время они должны искренне умолять Бога о прощении греха через милосердие Христа.

Народ сей. Моисей говорил с Богом об израильтянах, как о «Твоем народе» (ст. 11). Здесь, думая о тяжести греха, который сделал их недостойными называться народом Божьим, он обращается к ним как «этот народ».

Прости, а если нет. Так Моисей перешел в своем обращении к Богу, не закончив первую часть его. Это, могло бы быть «Тогда я буду довольствоваться», или «У меня больше не будет, чтобы сказать». Подобные обороты найдены в Лк.13:9; 19:42.

Изгладь меня. Столь большой была любовь Моисея к его согрешающим братьям, что, если бы он не мог предотвратить их гибель, он не хотел видеть это (см. Числ.11:15). Он был готов быть «изглаженным из книги Твоей» (см. Ис.4:3). Он был готов отдать свою собственную жизнь, если это поможет искупить их грех. Он был готов нести их вину, здесь и в будущей жизни, чтобы обеспечить им прощение. Павел проявил подобную бескорыстность к евреям в его дни (Рим.9:1-3). Моисей совершил много благородных поступков, но этот был самым благородным из всех. Нелегко оценить меру любви таких людей, как Моисей и Павел, нашим ограниченным возможностям не постичь этого, как маленький ребенок не в состоянии постичь храбрость героев. Моисей - прообраз Доброго Пастыря, который отдал жизнь Свою за овец (Ин.10:11, 15), кто был «отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего» (Ис.53:8; Дан.9:26; Ин.15:13).

Из книги Твоей. Это обращение к «книге жизни», в которой зарегистрированы имена всех тех, кто утверждал, что является детьми Бога (Пс.68:28; Дан.12:1; Фил.4:3; Откр.3:5; 13:8; 17:8; 20:12, 15; 21:27). Те, кто отпал от Бога, кто из-за своего нежелания оставить грех становится нечувствительным влиянию Святого Духа (Быт.6:3; Еф.4:30; Евр.10:29; 1Фес.5:19), будут вычеркнуты из книги жизни и уничтожены.

Кто согрешил. В целом Библия учит, что все должны понести свое наказание (Втор.24:16; 4Цар.14:6; Пс.48:7-8; Иер.31:29-30; Иез.18:20). Существует только одно заместительное искупление, которое Слово Божие принимает, это Искупление Иисуса Христа, Который, будучи без греха, может быть наказан за грехи других людей (Ис.53:5-6; Ин.1:29; 1Кор.15:3; Евр.9:28; 1Петр.2:24). В ходатайстве, которое он делал за Израиля, Моисей символизировал заступничество Христа за грешников. Но он не мог также, как и наш Господь, нести вину отступников.

В день посещения. Было высказано предположение, что это относится к заявлению, что ни один из тех, кто покинул Египет не войдет в Ханаан (Числ.14:26-35).

Поразил Господь. После поражения 3 000 (ст. 28) язва вспыхнула в лагере. Даже это было доказательствами Божественного милосердия, чтобы подчеркнуть опасность уступок греху. Хотя Бог был готов простить Его народ, но если бы прощение было получено очень легко, то они были бы ободрены совершить преступление вновь. Они должны быть увидеть злые последствия беззакония. Мягкость была отложена, чтобы убеждение могло произвести более глубокое впечатление.

Во всех отношениях Бога с нами сегодня мы должны учиться, чтобы понять Его божественную волю и извлечь уроки, Он показывает это для нашего наставления. Таким образом Он развивал бы и укреплял бы наш характер.

По материалам Библейского комментария АСД

Названия для идолопоклонств

  • עֲבוֹדָה זָרָה, авода зара - `чужое служение`;
  • עֲבוֹדַת אֱלִילִים, аводат элилим - `служение идолам`;
  • עֲבוֹדַת גִּלּוּלִים, аводат гиллулим - `служение истуканам`;
  • עֲבוֹדַת כּוֹכָבִים וּמַזָּלוֹת аводат кохавим у-маззалот - `служение звездам [планетам] и созвездиям`.
  • עכו"ם, аккум - акроним выражения: עֲבוֹדַת כּוֹכָבִים וּמַזָּלוֹת, `поклонение звездам и планетам`, или עוֹבְדֵי כּוֹכָבִים וּמַזָּלוֹת, `поклоняющиеся звездам и планетам`.

ТаНаХ об идолопоклонстве

Против подмены истинного Бога «иными богами», то есть обожествеления природных стихий и всякой твари, поклонения им, изготовления соответственных истуканов и иных проявлений идолопоклонства, говорит библейская Заповедь , по традиции разделяемая на две части:

Золотой телец

Тягчайшим видом идолопоклонства ортодоксальный иудаизм считает поклонение золотым тельцам, созданным Аароном , а позднее и Иоровамом I .

Идолопоклонство и культовые изображения

То, что Вторая Заповедь, данная Богом Моше , говорит не о всех религиозных изображениях, а только о тех, что пытаются изобразить богов или Бога, говорит тот факт, что тому же Моше Бог повелевает сделать культовые изображения для новосозданной религии:

и сделай из золота двух херувимов : чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; [выдавшимися] из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее; и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими [будут] друг к другу: к крышке будут лица херувимов. И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение , которое Я дам тебе; там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов

Таким образом, в действительности, когда речь не идет о язычестве или изображении Бога, Бог не то что бы не запрещает, а прямо требует сделать изображения необходимые для исполнения религиозного культа.

Впоследствии, при сооружении иерусалимского Храма , культовые изображения делались уже без особого на то повеления Бога. Прежде всего это относится к огромным деревянным статуям херувимов в Святая Святых , сделанным царем Шломо :

И сделал он во Святом Святых двух херувимов резной работы и покрыл их золотом. Крылья херувимов длиною [были] в двадцать локтей. Одно крыло в пять локтей касалось стены дома, а другое крыло в пять же локтей сходилось с крылом другого херувима; [равно] и крыло другого херувима в пять локтей касалось стены дома, а другое крыло в пять локтей сходилось с крылом другого херувима. Крылья сих херувимов [были] распростерты на двадцать локтей; и они стояли на ногах своих, лицами своими к

Attila Siha — National Gallery Idol….

В еличайший грех в Библии, безусловно — грех идолопоклонства. Идолопоклонство является основной причиной, почему Бог упрекал и судил народ Израиля. (Рекомендую почитать больших и малых пророков, а также книги Царств и Паралипоменон). Идолопоклонство — нарушение первой из Десяти заповедей (Исх. 20:3), которая говорит, «да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.» Это когда мы ставим что-то или кого-то первым в нашей жизни, перед живым и истинным Богом.

Идолопоклонство — первопричина всех остальных грехов и поэтому первые две заповеди говорят именно о нем. В то время, как церковь сегодня сфокусирована на различных грехах, связанных с человеческой сексуальностью и образом жизни — многие в церкви, чьи грехи не вписываются в эти две категории, могут впасть в заблуждение, полагая, что они в полном порядке, хотя могут преступать наибольшую заповедь.

Ниже приведены пять признаков идолопоклонства в церкви, основанные на моём видении служения в качестве ведущего пастора в течение 30 лет, а также обширном апостольском служении в церквях.

1. Идол знаменитых проповедников.

Есть верующие, которые бегают по всей стране, принимая участие в конференциях известных проповедников. Часто, когда они встречаются с ними лично, они едва не облизывают их с головы до ног, и почти теряют сознание от восторга. Некоторые известные служители не могут даже свободно появиться в общественных местах без того, чтобы их постоянно не останавливали поклонники, чтобы сделать селфи с ними. (Я это знаю, поскольку работал со многими из них и видел это сам.)

Хоть я и выступаю за культуру уважения и почитания тех лидеров, которые трудятся среди нас (Евр. 13:7,17), некоторые люди перешагнули за крайнюю черту, в идолопоклонство. Они следуют всему, что те говорят, без вопросов, даже не обращая внимание на окружающие некоторых скандалы, и они не исследуют Писания самостоятельно, чтобы проверить, совпадает ли слово проповеди с Библией. Когда Корнилий встретил апостола Петра и поклонился ему, Петр справедливо сказал ему встать, ибо он был всего лишь такой же человек (Деяния 10).

Нет ничего плохого в подражании или следовании лидеру, но есть что-то неправильное в боготворении христианского лидера. Определенно, сегодня существует культ «знаменитых проповедников» в теле Христа, так что некоторые огромные храмы и служения в прямом смысле сворачиваются, когда знаменитость покидает их. Если церкви и служения будут строить по образцу Нового Завета, в котором всё тело существует, чтобы наставлять и служить друг другу в любви, то мы не будет зависеть только от одного лидера ради функционирования всей общины (Еф 4:16; 1. Кор. 12).

James Kirsop — Praise and Worship — Thursday night

Есть немало верующих, стекающихся в церкви, которые имеют квалифицированных, профессиональных исполнителей и качественную музыку, прежде всего, чтобы развлечься. Следовательно, многие из верующих не понимают, что для них самоудовлетворение и развлечение оказывается важнее, чем истинное поклонение. Раньше, многие церкви не имели даже музыкальных инструментов, и люди всё равно шли на служения — даже если в общине использовались только псалтыри и поклонение все пели а капелла.

Сегодня среди пасторов широко применяется практика траты кучи денег на профессиональных музыкантов, чтобы наполнить церковь людьми. В моем понимании, даже несмотря на то, что наше поклонение должно быть качественным и искусным — мы, в наших церквях, слишком далеко зашли, смешиваясь с мирской культурой развлечения.

В конце концов, играют ли профессионалы, или музыка с диска, или все поют а капелла — общины должны поклоняться и прославлять Его точно так же — в Духе и истине — что является единственным видом поклонения, которого желает Бог (Ин 4: 23-24). Те, кто оставил свою церковь ради той, в которой есть профессиональное поклонение, часто виновны в грехе идолопоклонства, поскольку неспособны от сердца поклоняться Богу, если их не развлекают профессионалы.

3. Идол личного благополучия.

Есть верующие, чей основной мотив — использование веры для воздействия на Бога в личных целях. Хотя Бог и благоволит благословить всех Своих детей (3 Иоанна 2), Иисус сказал нам искать прежде Царства Божия и правды его, а материальное станет этому приложением (Мф. 6:33). Многие пытаются использовать доброжелательный характер Бога, чтобы жить «близорукой» жизнью, в которой христианство вращается вокруг вселенной собственного «Я». Бог дал нам силу приобретать богатство, чтобы мы могли распространять Его Завет по всей земле — а не для того, чтобы у нас была легкая и удобная жизнь. Я считаю, использование веры в первую очередь для того, чтобы удовлетворить собственные нужды - форма идолопоклонства.

4. Идол объективизации Бога.

Хотя этот пункт похож на предыдущий, я чувствую, что есть достаточно отличий для их разделения. На протяжении многих лет я видел многих, продвигающих в церковной проповеди культуру «Я, Мне, Моё». То есть, большая часть проповеди посвящена самореализации, совершенствованию и терапии, а не здравому, библейскому богословию, призывающему верующих жить жизнью служения.

Пасторы часто впадают в культурное идолопоклонство, чтобы привлекать людей в церковь — а это то, что неприятно в очах Бога (см Иез. 44:10, 12). Я заметил, что слишком мало несущих свой крест учеников, посещающих храмы, но много тех, кто использует Бога, когда в Нем есть нужда. Многие приходят в церковь, чтобы «почувствовать» присутствие Бога, но они не стремятся познавать и любить «лицо» Божье.

Многие приходят в церковь лишь чтобы почувствовать себя хорошо, а не для того, чтобы быть готовыми на добрые дела (Еф. 2:10). Многие приходят, чтобы «получить Слово» вместо того, чтобы «дать Слово» назидания кому-то (Ис 50: 4.; Еф 4:29). Многие приходят послушать риторические речи, возбуждающие эмоции, без намерения повиноваться Слову.

Многие приходят кричать «аминь!», полагая в заблуждении, что, поскольку они покричали, они тем самым уже повиновались Богу. Следовательно, есть немало верующих, которые живут жизнью, не отличающейся от жизни своих неверующих соседей. Именно в этом причина того, что мегацеркви не всегда приводят к «мегакультурному» влиянию, и поэтому рост церкви не всегда приводит к личной и общественной трансформации. Хотя многие посещают церковь десятилетиями, они так и не созрели, и до сих пор пьют молоко, ни разу не питавшись твёрдой пищей Слова (1 Кор. 3:1-3).

5. Идол национальности.

Есть также достаточно верующих, которые позволили своей национальности и культуре превзойти Слово Божье. Иисус говорил, что в жизни некоторых людей культура даже сильнее, чем Слово Божье (Марка 7: 7-8). Следовательно, люди читают Писание через призму своих Европейских/ Западных, Африканских, Латинских или Азиатских корней.

Очень важно, ради принятия Слова Божьего для личного преображения, попробовать вывести себя из своего собственного контекста и читать Библию глазами её изначальных авторов — нечто, что может совершить только Святой Дух. Нет такого понятия, как Западно-Европейская «белая» Библия, или «Афро-ориентированная» Библия. Нам нужно прекратить читать и воспринимать Писание лишь через нашу этническую призму, поскольку правда в том, что Библия была написана авторами с еврейским мышлением, и наивно полагать, что мы можем полностью понять Слово, полагаясь на наш современный этнический менталитет.

Поэтому то верующие так часто действуют и реагируют на происходящее в современном обществе, что их в этом не отличишь от неверующих. Белые, черные и коричневые верующие, как правило, реагируют очень по-разному, когда дело доходит до интерпретации иммиграционной реформы, трагедии в Фергюсоне или смерти Эрика Гарнера. Действительно, я считаю Евангелие настолько мощным, что совершенно возможно для столь разных христиан собраться вместе в один голос и пророчески изъяснить, проговорить и принести решение в эти болезненные и спорные вопросы!

Подписывайтесь:

Бог не дальтоник, так как Он создал людей черными, коричневыми, желтыми, красными и белыми по образу Своему. Следовательно, Он осознанно создал нас такими, что имеют различия в культуре, касающиеся пищи, одежды, языка и других вещей, основанных на этнических нюансах. Тем не менее, эти различия находятся не в той плоскости, где верующие должны определять свою первичную идентичность или закреплять библейскую этику, поскольку во Христе нет ни мужского пола ни женского, нет ни черного, ни белого или коричневого, потому что мы все — одно во Христе (Гал. 3:28).

Когда наше этническое мышление превосходит наше библейское мышление — мы виновны, либо по незнанию, либо из-за этнического идолопоклонства. До тех пор, пока Тело Христа не преодолеет своё идолопоклонство по этническому признаку, мы никогда не станет поколением, которое сможет научать народы, как сказано в Евангелии от Матфея 28:19. Поскольку нет никакой «нейтральной полосы» — либо Церковь будет научать народы, либо народы будут учить Церковь!

Автор — Джозеф Маттера / josephmattera.org
Перевод — Владислав Лежайский для

Идолы острова Пасхи

На иврите поклонение идолам называется авода зара , то есть - служение чужому (чуждому). Иногда используют и термин который Вы употребили в своем вопросе: аводат элилим , то есть - служение (поклонение) силам. В самых общих чертах это можно определить как служение и поклонение чему бы то ни было, кроме Всевышнего. Иначе говоря - признание, что, кроме Всевышнего, существуют какие-то автономные силы и/или источник этих сил. Здесь можно выделить несколько категорий.

Первая . Поклонение - через объект какой-то силы. Например, поклонение чудотворной иконе, “действующей от имени” элементов религиозного мировоззрения. Или - божку, истукану в религии народов Африки. Или, скажем - статуям Будды и т.п. При этом имеются в виду какие-то ритуалы, принятые в данной религии и подразумевающие, что человек, например, встает на колени, зажигает свечи и т.д. Эти ритуалы и есть - поклонение и служение.

Вторая категория. Назовем ее “стихийно-бытовой”. Пример служения этого вида - преклонение перед наукой, которая “почти все знает и почти все ей доступно, а скоро наступят времена, когда она раскроет тайны до конца, и все ей будет подвластно”. Или другой пример - с деньгами. Эта разновидность “идолопоклонства” подразумевает, что человек рассуждает приблизительно так: “вот заработаю много денег - и наступит счастливая жизнь...”. Или - преклонение перед медициной и врачами, когда человек полагает, что в их руках - здоровье человека, пусть, не полностью пока. Но придет время, когда медики откроют что-то такое, что сделает всех здоровыми. Конечно же, немного утрирую. Но если мы посмотрим вокруг, а иногда просто - в зеркало (будучи честными сами с собой), то увидим, что мысли, чувства и поступки многих людей соответствуют этой схеме преклонения перед той или иной “силой”. Это и есть - аводат элилим ...

Третья . Мировоззренческая. Когда мир представляется как арена действий согласованных (христианство) или конфликтующих духовных сил. И не важно, какой “облик” они принимают - Отец, Сын, Кришна, Вишна, Будда и т.п. Суть в плоскости темы, которую мы сейчас разбираем - одна. Но это, разумеется, не означает что эти силы (их в рамках данного мировоззрения очень много) имеют одинаковый “вес”, “объем” и т.п. Очевидно, что понятие “Сын” (в христианстве) или - “Будда” (в буддизме) в разных пропорциях сочетают в себе абстрактно-духовное и философско-материальное. Однако все они имеют автономную область деятельности, а внутри этой области - абсолютные возможности.

Четвертая . Нерелигиозное идолопоклонство. Выделяю эту категорию из второй только для удобства классификации и анализа, который могут провести сами читатели, размышляя над явлениями действительности. Имею в виду философский материализм любого типа. Например, марксизм (как мировоззрение). Или - психологический материализм (термин - мой), соединяющий в себе понятия о “кубиках”, из которых составлен видимый мир (в том числе и тело человека) и о “сознании”, представленном некими “сетевыми”, воображаемыми конструкциями, которые создает высокоорганизованный компьютер - человеческий мозг и которые каким-то образом (в генах человека или в чем-то еще, пока не открытом) закрепляются, запоминаются и передаются последующему поколению, детям - в частности. На этом построены все теории: от фрейдизма - до самых последних, современных, “объясняющих” поведение индивидуумов, социальных групп и вообще - “всего живого”.“Преклонение” перед марксизмом или другими теориями этой категории как перед Истиной (пусть и в динамическом развитии) - тоже авода зара ... Очевидно, что объединяет все четыре категории. В них нет Всевышнего как Творца мира и/или единственной и абсолютной Силы. Эта Сила (Всевышний) и только она одна - возвышает и низвергает, дает и лишает, управляет и подводит истинный Итог.

Теперь - о последствиях аводы зары . Любая ее форма , с той или иной интенсивностью, вносит разрушения в душу человека. И если бы существовал Санѓедрин (Верховный раввинский Суд), за некоторые ее виды полагалось бы наказание (после предупреждения и разъяснения, конечно). Точнее, за аводу зару первой и отчасти - третьей категории. Наказанию за это могли бы подвергнуть, естественно, только еврея. Хотя запрет на аводу зару относится не только к евреям, но и к неевреям, есть отличия в нюансах - евреев Тора ограничивает более строгим запретом. Вопросы о наказании неевреев должен был бы рассматривать нееврейский суд. За аводу зару второй и четвертой категории “на земном уровне” (средствами материального уровня - суды, меры наказания и т.п.) наказание не предусматривается. И еще: в отношении аводы зары первой и третьей категории для евреев существует запрет на участие в каких бы то ни было ритуалах других религий - еврею нельзя входить в их храмы, присутствовать на службах, где бы они не проводились (на улицах или в частных домах и т.п.), даже в качестве “зрителя”. Должен подчеркнуть: нам следует воспитывать в себе доброжелательное отношение к людям (неевреям), которые не проявляют агрессии по отношению к нам, евреям. Более того, наша традиция предписывает - и это, на основе выводов сделанных в трактате Талмуда Гитин (лист 61), сформулировано в Шульхан Арухе (раздел Йоре Деа , статья 151, параграф 12) - помогать бедным (нуждающимся) неевреям, навещать больных и т.д., вне зависимости от того, какого мировоззрения они придерживаются. Отношение к аводе заре - однозначно (и абсолютно) отрицательное. Другое дело - отношение к человеку (не к его идеологии). Оно - изначально положительное.