Кто не собирает тот расточает. Кто сказал «кто не с нами, тот против нас»? Толкование фразы «Кто не со Мною, тот против Меня…»

    И кто не собирает со Мной, тот расточает Матф. 12, 30. Лук. 11, 23 … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Фраза была популярна в первые годы советской власти и обычно ассоциируется с агрессивной революционной пропагандой. Но ее первоисточник Библия. В Новом Завете (Евангелие от Матфея, гл. 12, ст. 30 и Евангелие от Луки, гл. 11, ст. 23) сказано: «Кто … Словарь крылатых слов и выражений

    Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Критика концепции, обоснованности и практики религии, включая связанные политические и общественные подтексты. Критика религии имеет длинную историю, начиная с первого столетия до н.э. в Древнем Риме и «О природе вещей» Тита Лукреция Кара, и… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Антихрист (значения). Антихрист и дьявол (фреска … Википедия

    Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (6 августа 2012) … Википедия

    Непростительный грех (часто непрощаемый грех, вечный грех) хула на Святого Духа, одна из концепций греха в христианской теологии. Совершив такой грех невозможно достичь спасения и вечной жизни с Богом. Происхождение понятия восходит к ответу… … Википедия

Загадка. Как и сама фраза

Кто не с нами, тот против нас (первоисточник: кто не со мной, тот против меня) — слова Иисуса в пересказе апостолов Матфея (12:30) и Луки (11:23)

24 Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского.
25 Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.
26 И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?
27 И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями.
28 Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие.
29 Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его.
30

; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
31 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;
32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем. (Евангелие от Матфея)

15 Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского.
16 А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба.
17 Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет;
18 если же и сатана разделится сам в себе, то ка́к устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов;
19 и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями.
20 Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие.
21 Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение;
22 когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него.
23 ; и кто не собирает со Мною, тот расточает. (Евангелие от Луки)

Толкование фразы «Кто не со Мною, тот против Меня…»

«Господь говорит: «Кто со Мной не одного духа, кто не живет в единении со Мной, тот против Меня». Оказывается, чтобы стать противником Христу, не нужно разрушать храмы и рубить иконы. Достаточно быть просто равнодушным: «Меня это не касается, мне это без разницы, ну и что, что это было? Меня это совершенно не задевает». Оказывается, такое невмешательство в собственную жизнь является противлением Христу. (Священник Анатолий Куликов)

И в светской жизни объяснение однозначно: нейтральной позиции в любом споре быть не должно. Или-или.
Правильно ли это? Для толерантного западного общества, где разные мнения в обычае — нет; для более консервативного, заскорузлого, стремящего к черно-белой простоте — да. К какому принадлежим мы, вопрос риторический.

При этом в Евангелие от Марка сказано
38 При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами.
39 Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня.
40

Употребление фразеологизма в литературе
«Ты хочешь быть гражданином вселенной, ты хочешь быть ангелом поднебесья ― так нет же, за ноги дёргают: !» (Александр Солженицын «В круге первом»)
«Мы приехали из страны, где почитаются вечными истины, сформулированные Горьким: «Если враг не сдается, его уничтожают» и «Кто не с нами, тот против нас » (Евгений Рубин «Пан или пропал. Жизнеописание»)
«Это же так просто, ― рассмеялся он снисходительно, ― кто не с нами ― тот против нас , а?» (Булат Окуджава «Упраздненный театр»)
«Ты, ублюдок, уже девять лет на Западе и мог бы довести до сведения новичков, что здесь не все принципы соцреализма имеют хождение и, в частности, «кто не с нами, тот против нас » ценится только среди мафиози, в их среде, в мафии, понимаешь ли, в мафии, это закон, а в нормальном обществе ― вздор собачий» (Василий Аксенов «Остров Крым»)
«Одним словом, виновность подсудимого не требует никаких доказательств, он сам не отрицает ее, он сам готов приговорить себя к смертной казни; но, собственно говоря, дело не в этом человеке; дело в том, что Республика в опасности; враги ее собирают силы; именно поэтому подсудимый заслуживает высшей меры наказания; в этом никаких сомнений нет и быть не может; кто не с нами, тот против нас « (В. А. Каверин «Девять десятых судьбы»)

Мк. 9:40 «Ибо кто не против вас, тот за вас» не противоречит ли Мф. 12:30 «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает»?

Упомянутые вами тексты «Ибо кто не против вас, тот за вас» (Мк 9:40) и «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф 12:30), конечно, не противоречат друг другу. Они говорят о разных, хотя и связанных вещах.

В Евангелии от Матфея Господь говорит человеку о его отношениях с Ним Самим. Главное, что Он хочет донести до слушателей (и читателей) - что невозможно оставаться нейтральным по отношению к Богу. Воля Божия о спасении мира состояла в том, чтобы Христос был явлен всем нам, и отношение к Нему становится кардинальным выбором человеческой жизни. Во Второзаконии есть замечательные слова: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь…» (Втор 30:19). Так вот наше отношение к Иисусу Христу - это и есть выбор между жизнью и смертью. Понятно, что если человек не избирает жизнь и не живет, то он избирает смерть - третьего, как говорится, не дано. Но это - отношения между Богом и человеком.

Наставляя же апостолов, Господь Иисус говорит об отношениях между людьми. Основной призыв Нового завета здесь - всегда искать мира, насколько это вообще возможно. Господь в Нагорной проповеди говорит : мирись с соперником твоим, пока вы еще на пути к судье. Апостол Павел пишет в одном из посланий: не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви… не будьте побеждаемы злом, но побеждайте зло добром». Говоря апостолам «кто не против вас, тот за вас», Господь говорит о том, что если по отношению к нам другой человек не прямо враждебен, то и для нас он никак не может быть противником. На самом деле радикально новая заповедь Христа говорит о любви и к врагам - тем более не может ученик Христа допускать враждебности и разделения по собственной инициативе. Христос не раз предупреждал учеников, что их вера станет причиной враждебности людей против них: «наступает время, когда всякий, убивающий вас будет думать, что он тем служит Богу…». Но ученики не должны отвечать тем же.

В практической жизни это означает, что если ты не питаешься от единственного Источника жизни - Христа, то ты вообще ни от чего не питаешься, потому что другого источника жизни просто нет. Одновременно, если с кем-то из людей есть возможность не поступаясь общением со Христом строить «человеческие», доброжелательные отношения - то ученику нельзя ею пренебрегать. А того, кто «против вас» Господь призывает тоже любить: молиться за него и по возможности делать добро и ему.

Все мы бываем «за», и все мы бываем «против», и не только во время очередных выборов. Так уж устроена жизнь, что если мы соглашаемся с одним, то неизбежно должны возражать другому. И в мы видим постоянное противостояние: всякий, кто принимает учение Христа, неизбежно оказывается в оппозиции ко многим другим учениям и даже людям: вовсе не потому, что он враждебен кому-то, а потому, что невозможно одновременно служить Богу и мамоне, общаться со Христом и Велиаром. Говоря «да» одному, приходится сказать «нет» другому.

Андрей Десницкий

Но редко бывает так, чтобы человек последовательно, старательно, от всего сердца занимал только одну сторону. Обычно он колеблется, шатается, пребывает в некоей «серой зоне»: то ли нашим, то ли вашим. Как относиться к таким? И как относиться к себе самому, если чувствуешь, что живешь в этой серой зоне?

В одном и том же Евангелии от Луки мы читаем слова Христа, обращенные к ученикам: «кто не против вас, тот за вас» (9:50), и всего через две главы – «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (11:23). У Марка мы найдем точную параллель к первому изречению (9:39-40), а у Матфея – ко второму (12:30). Стало быть, оба изречения были известны еще до того, как Лука написал свою книгу, но именно он как мастер художественного слова сопоставил два этих высказывания, которые на первый взгляд кажутся противоположными.

Конечно, нетрудно два этих высказывания объединить: на самом деле можно быть либо за Христа, либо против. В каждый момент нашей жизни мы делаем выбор, и если нам кажется, что мы или кто-то другой находится в «серой зоне», это просто недостаток нашего зрения: черное и белое сливаются для нас в серое пятно только потому, что мы близоруки, не различаем мелких деталей.

Но какое из двух изречений взять за основу? Если первое – тогда всех, в ком не уверен, надо записать в союзники. Или второе? Тогда, наоборот, они окажутся врагами.

Здесь стоит посмотреть на контексты. Первое изречение прозвучало в ответ на недоуменный вопрос учеников: как им поступить с человеком, который именем Христа изгоняет бесов, но сам не ходит с ними? Христос велел отнестись к нему как к своему, и в версии Марка Он даже поясняет, почему: «ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня». Обратим внимание: этот человек не был учеником Иисуса, возможно, никогда даже Его не видел. Он просто сообразил, что бесы повинуются Иисусу, и решил этим воспользоваться. Только и всего. И все равно Господь не отказался от него.

А вот второе изречение было сказано по другому поводу, хотя речь и там шла об изгнании бесов. Те, кто совершенно точно были «против», обвинили Иисуса в том, что Он изгоняет бесов как их князь – а в ответ Иисус заговорил о духовной борьбе. Он сказал, что невозможно похитить имущество сильного, не одержав над ним победы (то есть, бесы не оставят человека по доброй воле, их приходится побеждать), и еще рассказал притчу о человеке, из которого изгнали одного беса – а потом в него вселились целых семь. Эта притча подчеркивает, что духовная борьба есть дело всей жизни, и что сегодняшняя победа не избавляет человека от возможности завтрашнего поражения, которое эту победу перечеркнет. И перед самым началом этой притчи прозвучали слова: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает».

Вот уж точно: двойные стандарты! По отношению к себе самому человек должен проявить предельную строгость: собираю ли я сейчас, со Христом ли я? И если ответ выходит не положительный, значит, я в большой опасности. Какие бы духовные победы не одерживал я в прошлом, здесь и сейчас я могу всё потерять, могу оказаться в одном лагере с врагами Бога.

Но по отношению к другим людям нам предлагается, напротив, крайняя терпимость. Вот человек, который явно не принадлежит к числу христиан, который, строго говоря, решил «воспользоваться ситуацией». Ну и что? Не торопитесь его осуждать, говорит Христос, сам он не считает себя нашим врагом – и мы не вправе отталкивать его. Пусть сейчас он не вполне наш друг – но он однажды может им стать. Ведь глубины его сердца нам не открыты, мы не можем знать, что там происходит.

Не бойтесь ошибиться, записав человека в союзники, говорит Христос, бойтесь противоположной ошибки. Ищите вокруг друзей, а не врагов, учит Он нас. Враги сами найдутся. Как поступать с врагами, Он показал нам на Собственном примере, когда молился на кресте за распинавших Его: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк 23:34). Впрочем, это уже совсем другие слова, их совсем нетрудно понять, хотя очень трудно повторить их от чистого сердца.

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 12, ст. 30 - 37

30. Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

31. Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;

32. если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.

33. Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду.

34. Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста.

35. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое.

36. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда:

37. ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.

(Мф. 12, 30-37)

Книжники и фарисеи пользуются своим положением в народе, тем, что люди их слушают, они привыкли учит и рассуждать. Историки говорят, что речь еврейских раввинов была особенной: витиеватой, хитросплетенной. Раввины много рассуждали на разные темы, и это вошло в привычку разглагольствовать по поводу и без повода. Говоря о самых важных вещах, о деле спасения людей, о Боге, они забалтывают людей какими-то словами. Они даже начали обвинять Христа в том, что Он бесноватый и заодно с дьяволом, а бесы Его слушаются и исходят, потому что у них есть какая-то договоренность. До чего нужно дойти, чтобы начать так рассуждать? Что было у этих людей внутри? Это ведь не просто осуждение, а хула. Ладно, если вы не верите и придерживаетесь своего мнения, но из зависти им не хотелось, чтобы люди слушали Христа. Была здесь и борьба за электорат: партия фарисеев, саддукеев, книжников не терпит, что кто-то может уйти слушать Иисуса из Назарета, и очерняет Его всеми правдами и неправдами.

«Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает». Это очень важные слова. Святые отцы считают, что речь идет о дьяволе. Люди говорят Христу: «Ты с сатаной одно, заодно с Вельзевулом». Господь отвечает: «Дьявол губит людей, рассеивает и расточает, для него важно, чтобы люди ненавидели друг друга и воевали между собой. Посмотрите, что делаю Я: соединяю и объединяю людей, учу их любви и согласию, Сам являю пример всего этого». Как после этого можно говорить, что Иисус и Вельзевул вместе?

С другой стороны, эти слова касаются каждого из нас. Господь говорит: «Кто со Мной не одного духа, кто не живет в единении со Мной, тот против Меня». Оказывается, чтобы стать противником Христу, не нужно разрушать храмы и рубить иконы. Достаточно быть просто равнодушным: «Меня это не касается, мне это без разницы, ну и что, что это было? Меня это совершенно не задевает». Оказывается, такое невмешательство в собственную жизнь является противлением Христу.

«Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам». Бывает, люди спрашивают, какой грех смертный, а какой нет. Можно сказать одно: смертным может быть любой грех, в котором человек не желает каяться. Например, человек отравился таким ядом, который, если срочно не вывести его из организма, приведет к смертельному исходу. А человек говорит: «Нет, ничего не было, не пил я ваших капель и таблеток!» Вот так уперся на своем, весь позеленел, почернел и умер. Так и любой грех может стать смертным, и одновременно любой врачуется покаянием, только бы оно было.

Почему Господь говорит, что «хула на Духа не простится человекам» ? Хула на Духа –противление Богу, это и есть нераскаяние. Ведь покаяние возникает в человеке, когда он понимает: «Господи, я Тебя оскорбил, живу не так, противно Твоему закону и Твоей воле. Я желаю перемен и хочу измениться. Прости меня, Господи!» А если я не желаю каяться, значит я против Бога – и это и есть хула на Духа. Это не хульный помысел, который пришел в голову, но ты от него отказался: «Я так не желаю думать!» Все это пришло и ушло – так бесы любят издеваться над людьми. Хула на Духа есть противление Богу, Его воле, нежелание следовать ей.

«Кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем». Иисус Христос одновременно является и Богом, и Человеком. Порой люди, видя во Христе обычную человеческую немощь, не могли понять, как этот обычный человек может быть Богом, соблазнялись Его человечеством. Но Господь говорит, что это простится человеку, который все-таки осознает Божество во Христе и покается. Когда же человек понимает, что пред ним Бог, четко видит, что совершается дело Божие, и при этом хулит Его, как фарисеи которые, видя дело Божие, говорили, что это делает не Бог, а сатана, тогда это хула на Бога. И если человек так делает, какое тут покаяние - это свидетельство о том, что он выступает против Бога и в сердце своем, и вообще в жизни.

«Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду». Здесь Господь воспитывает книжников и фарисеев: «Хватит уже витийствовать, лукавить, лицемерить, пусть “слово ваше будет: да, да; нет, нет” , живите в правде, научитесь ходить в истине, разберитесь, что хорошо, а что плохо. Сколько можно говорить: “Это может быть так, а это эдак”. Вы сами себя запутали и сделали помраченными, и других людей путаете. Ведь все понятно: если у дерева хорошие плоды, то и дерево хорошее, если у какого-то дела добрые плоды, то и дело доброе. Если Я изгоняю бесов и исцеляю людей, то признайте Мое дело добрым и хорошим. Почему вы пытаетесь найти какое-то зло и смущаете этим людей?»

Дальше Господь говорит: «Порождения ехиднины! Как вы можете говорить доброе, когда вы злы? У Вас сердце исполнено лукавством, потому что от избытка сердца говорят уста. Вы убеждаете людей в том, что вы праведники, но что показываете сейчас на самом деле? Вы лжете, клевещете, богохульствуете, соответственно, посмотрите, что у вас внутри. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Ваше внутреннее сокровище злое – вы и говорите зло».

«За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». Это, конечно, уже касается всех нас.

Напоминаю всем нам о необходимости ежедневного чтения Священного Писания по одной или две главы. Благословение Божие да пребудет со всеми нами!

Священник: Анатолий Куликов

Расшифровка: Анна Солодникова